Российское инженерное образование в многополярном мире

6 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия «Российское инженерное образование в многополярном мире: новые возможности и принципиальные изменения», модератором которой выступил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.   Цель сессии — обсуждение текущих изменений в системе высшего технического образования, интересов, запросов и эффективных форм взаимодействия в этом процессе трех ключевых сторон — федеральных и региональных властей, работодателей и университетов.

Валерий Фальков, обозначая рамки дискуссии, озвучил участникам три основных вопроса — кто такой инженер, как надо менять инженерное образование, что надо делать университетам.

Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа во время выступления вспомнил о сильных традициях советского инженерного образования:

«Мы должны воспитывать на этапах всего образовательного процесса личность — это то, что было принято в системе советского образования. Еще один аспект из советской традиции — способность принимать на себя ответственность. Наука и научно-исследовательские работы — это больше ошибок, чем успеха. Нужно культивировать желание двигаться вперед, невзирая на эти ошибки, что можно делать только с людьми, способными нести ответственность. Еще в нашей стране принято критиковать себя — а нужно гордиться тем, что мы делаем, потому что невозможно делать квантовые скачки в инженерном деле, зацикливаясь на ошибках, ведь оно развивается последовательно. Последнее, что хотелось бы сказать, — важно быть открытыми, чтобы впитывать новые знания, их перерабатывать и реализовывать».

Одна из основных тем дискуссии — возможность совершенствования системы высшего образования. Эту задачу решает министерство, но есть случаи, когда компании не только ждут шагов от государства, но и сами делают интересные проекты. Валерий Фальков привел в качестве примера проект «Крылья Ростеха» — программу, которая предоставляет возможность молодым людям получить образование мирового уровня и стать конкурентоспособными специалистами в области авиадвигателестроения. Университеты, реализующие программу, получают дополнительные ресурсы для обучения, талантливые студенты получают хорошие стипендии.

Губернатор Омской области Виталий Хоценко рассказал о проектах, которые реализуются в регионе для усиления инженерного образования, привел пример с открытием инженерных школ и даже инженерных детских садов. Спикер подчеркнул важность для региона участия Омского государственного технического университета в проекте ПИШ:

«Мы получили грант от государства на развитие передовой инженерной школы “СтанкоИнструментТех”. У нас получится станкоинструментальная школа, которая будет готовить специалистов для танкового завода, также будем производить двигатели. В следующих отборах мы заявим еще три инженерные школы. В этом случае для нас самоцель — сплотить технологических партнеров, наши заводы, вузы и власть, чтобы добиваться масштабных результатов», — отметил губернатор.

Дискуссия стала логическим продолжением предыдущей сессии, посвященной вопросам инженерного образования, — «Роль передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета в России». Подводя итоги сессий, Валерий Фальков призвал ректоров вузов взять на себя ответственность за изменения и выход на новый уровень в системе высшего инженерного образования, ведь для этого на сегодняшний день есть все ресурсы, есть инструменты и ролевые модели.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск