Как 50 передовых инженерных школ превратить в 100

5 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась панельная дискуссия «Роль передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета в России». Ее цель — обсудить возможности усиления взаимодействия ПИШ с индустриальными партнерами и масштабирование лучших практик передовых инженерных школ на всю систему технического образования.

Одна из национальных целей развития России до 2030 года — это технологическое лидерство. На достижение этой цели направлен федеральный проект «Передовые инженерные школы», реализуемый с 2022 года. В ходе дискуссии спикеры рассмотрели результаты проекта ПИШ и подумали о том, как увеличить количество участников проекта.

Проект «Передовые инженерные школы» реализуется уже два года. О том, какие задачи удалось решить за этот период, рассказал руководитель Социоцентра Андрей Келлер:

«В рамках проекта есть значимые разработки, связанные в том числе с решением задач по повышению обороноспособности нашей страны. Многие технологические разработки уже внедряются и начинают серийно выпускаться. Результаты передовых инженерных школ, которые мы сегодня видим, измеримы разработками, продуктами и деньгами. Всего за два года реализации проекта на исследования и разработки в интересах бизнеса передовые инженерные школы привлекли из внебюджетных источников около 10 млрд рублей.

Стоит отметить, что проект решает еще одну важную задачу — отработку новой модели подготовки инженеров — и эта двухлетняя работа очень хорошо укладывается в новую модель образования».

Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов сделал акцент на необходимости мотивации студентов, связанной с пониманием участия в решении важных государственных задач.

«Для нас ключевой партнер в проекте ПИШ — российский государственный концерн “Алмаз-Антей”, объединяющий предприятия, разрабатывающие и выпускающие вооружения для противовоздушной обороны и противоракетной обороны. Рынок вооружений не совсем конкурентен, там есть свои особенности, но по всем объективным сопоставлениям наша система ПВО не хуже, чем американские, немецкие или израильские, и точно сильно превосходит китайские.

Для студентов включение в разработку серьезных систем противовоздушной обороны, которые сейчас прикрывают в том числе и Москву и тем более приграничные регионы, создает у них желание и драйв работать дальше и делать эту систему лучше», — отметил спикер.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Алексей Боровков рассказал о перспективах ПИШ. Он привел конкретный пример, как техническим вузам усилить свои позиции:

«ПИШ должны поддерживать индустриальные партнеры. Одна из ключевых характеристик проекта — то, что его поддерживают около 290 индустриальных партнеров, то есть он интересен промышленности и экономике. Имея такой локальный успех, нужно выстроить правильную траекторию, которая позволит развивать федеральный проект. Есть ПИШ, которые являются лидерами процесса, которые более мощные, они лучше работают с заказчиками, они мультидисциплинарные, то есть могут работать с разными отраслями и областями знаний. Так вот, целесообразно было бы рассмотреть идею консорциумов, которые помогают объединить ресурсы, компетенции тех научно технологических заделов, которые де-факто уже накоплены».

Подводя итог дискуссии, можно отметить, что проект «Передовые инженерные школы» задает стандарты, помогает выработать новые эффективные подходы и практики, которые уже можно масштабировать на всю систему технического образования.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск