Как подготовить инженеров будущего

С 24 по 26 апреля 2024 года на площадках Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» и ПАО «КАМАЗ» состоялся трехдневный семинар-совещание «Кадровое обеспечение технологического суверенитета». Его цель — определить, что нужно менять в инженерном образовании, и обсудить с представителями передовых инженерных школ механизмы реагирования на запросы рынка труда.

Участники обсудили пути развития системы высшего инженерного образования, инструменты привлечения молодежи в ПИШ, варианты взаимодействия передовых инженерных школ с бизнесом. Кроме того, новые участники проекта представили свои результаты, а представители передовых инженерных школ первой волны обсудили перспективы.

Модератором панельной сессии «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации» выступил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков, он напомнил об основных задачах передовых инженерных школ. Первая — показать, как перестроить инженерное образование, вторая — научить студентов решать реальные инженерные задачи, чтобы помочь отечественной индустрии. Особое внимание участники дискуссии уделили вопросам, касающимся возможностей повышения эффективности трудоустройства студентов инженерных специальностей.

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев в ходе панельной дискуссии «Динамика развития передовых инженерных школ: взгляд экспертов» рассказал о перспективах развития проекта «Передовые инженерные школы»:

«В целом и правительство, и президент положительно оценивают ход реализации проекта ПИШ, его первые предварительные результаты. Это, в частности, отразилось в решении президента продлить проект, расширить его и увеличить количество передовых школ в перспективе. Происходить это будет не сразу. Очевидно, мы будем в течение нескольких лет проводить отбор».

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер отметил, что мероприятие проводится уже второй год подряд; встречаться раз в год, обмениваться опытом и делиться результатами становится традицией для представителей ПИШ.

«В ходе семинара-совещания мы попытались, во-первых, собрать уже отработанные лучшие практики, во-вторых, сделать промежуточный срез для того, чтобы вовремя выявить проблемные зоны, требующие совместного решения как в методологическом плане, так и в технологическом, и быстро их скорректировать.

На сессии, которая прошла во второй день, мы говорили о важности перехода от сервисной функции к стратегическому партнерству, когда выпускники ПИШ формируют и направляют промышленность. Сейчас инженерные школы в начале этого пути, нет еще выпускников передовых инженерных школ. Думаю, когда мы соберемся в следующем году, можно будет отчетливо видеть переход на более масштабный уровень, появятся уже конкретные примеры», — подвел итог Андрей Келлер.

Организатором семинара-совещания «Кадровое обеспечение технологического суверенитета» выступило ФГАНУ «Социоцентр».

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск