Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации

24 апреля 2024 года на площадке Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти» прошла пленарная сессия «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации», модератором которой выступил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Цель сессии — обсуждение возможностей повышения эффективности обучения студентов инженерных специальностей.

Республика Татарстан, где проходит мероприятие, является крупнейшим промышленным центром, обладающим значительным экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом. Сейчас в республике действуют пять инженерных школ: «Кибер Авто Тех» Казанского федерального университета, «Промхимтех» Казанского национального исследовательского технологического университета, «Новое поколение ИТ-инженеров для ускоренной разработки и внедрения российского программного обеспечения» Университета Иннополис, «Комплексная авиационная инженерия» Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева–КАИ и Передовая инженерная нефтяная школа Альметьевского государственного технологического университета «Высшая школа нефти». Каждая из них вносит вклад в усиление потенциала региона и страны в целом.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в начале дискуссии напомнил об основных задачах передовых инженерных школ. Первая — показать, как нужно изменить инженерное образование, вторая — научить студентов решать реальные инженерные задачи, чтобы помочь отечественной индустрии.

Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов в ходе дискуссии акцентировал внимание на необходимости налаживания бесшовного перехода в российской системе образования:

«Нам важно школу, среднее специальное образование и высшее образование увязать в бесшовную схему. Необходимо настроить систему образования, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение. Такая система станет более эффективной, получение информации будет происходить постепенно от одного уровня к другому. Мы в этом направлении развиваемся, многое получается, над чем-то еще предстоит работать».

Глава республики также отметил необходимость выбора верной стратегии мотивации студентов и школьников.

Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко поделился своим мнением о том, на что обратить внимание при подготовке кадров:

«Задача инженерного образования — это задача, направленная на устойчивое развитие, без этого суверенитета не будет. Необходимо уделить внимание порядку на рынке труда. В советское время было восьмилетнее образование, когда пять лет мы готовили инженеров и три года был молодой специалист, что сегодня называется производственным навыком. Необходимо вернуть такую систему подготовки. Важно не просто штамповать образованных специалистов, а готовить именно производственного специалиста».

Подводя итоги дискуссии, спикеры отметили, что проект «Передовые инженерные школы» — мощный инструмент, который позволяет применить новые подходы к подготовке инженерных кадров.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск