Георгий Тихомиров: «Мы помогаем передовым инженерным школам не потеряться и достичь намеченных целей»

Руководитель методического центра «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров рассказал о работе центра, его основных функция и планах на ближайший период.

— В феврале 2022 года НИЯУ МИФИ был официально определен оператором федерального проекта ПИШ, ответственным за его экспертно-методическое и методологическое сопровождение. Какие основные функции выполняет центр?

— На НИЯУ МИФИ как оператора проекта возложен ряд функций, среди которых можно выделить основные. Во-первых, это экспертно-методическое сопровождение федерального проекта в целом, в том числе экспертное сопровождение конкурсного отбора лучших инженерных школ, поддержка работы Совета по грантам. Во-вторых, это методическое сопровождение деятельности передовых инженерных школ, а также информационно-консультативная помощь университетам — участникам федерального проекта. В-третьих, работа с выявлением лучших практик инженерного образования в передовых инженерных школах для тиражирования их в образовательные программы других технических университетов, которые могли бы перенимать этот опыт. Ну и, конечно, оператор выполняет функции по проведению мониторинга и оценке достижения результатов и показателей реализации программ развития передовых инженерных школ. Для решения всех этих задач и был создан методический центр.

— Почему именно НИЯУ МИФИ стал оператором проекта?

— Я думаю, здесь сыграло роль, что НИЯУ МИФИ — ведущий инженерный университет России. Мы действительно имеем опыт подготовки инженеров-физиков, уникальных специалистов, объединяющих инженерные компетенции и фундаментальные знания. Анализ опыта передовых инженерных школ и возможность его тиражирования очень важны для нас. 

— Как вы решаете поставленные перед центром задачи?

— Для этого в методическом центре созданы соответствующие подразделения, основные задачи которых следующие: 

  • Подбор экспертов и анализ экспертных заключений, осуществление подготовки методических материалов по экспертной деятельности, консультационное обеспечение работы Совета по грантам, а также реализация рекомендаций Совета;

  • Методическая работа, которая должна обеспечить выполнение показателей федерального проекта, направленная в первую очередь на систематизацию и повышение эффективности деятельности передовых инженерных школ;

  • Взаимодействие с ПИШ в оперативном режиме: разъяснение положений нормативно-правовых актов федерального проекта, вызывающих сложности у инженерных школ; подготовка ответов на возникающие сутевые вопросы по трактовке показателей программы, по различным технологиям, которые используются в рамках учебного процесса, по исполнению контрольных точек паспорта федерального проекта; консультирование ПИШ по подготовке отчетности, необходимой для подтверждения достижения значений характеристик, установленных в программах развития передовых инженерных школ, и другим темам. По результатам этой работы выявляются общие «трудные точки» для инженерных школ, они анализируются, и затем разрабатываются единые методические указания для ПИШ;

  • Методическое обеспечение актуализации программ развития передовых инженерных школ. Поскольку ПИШ — это живой организм, ему свойственны изменения: расширяется круг индустриальных партнерств и подписываются новые соглашения, в интересах партнеров разрабатываются новые образовательные программы ВО и ДПО, актуализируются научные проекты, добавляются новые направления деятельности ПИШ и др. Мы рассматриваем предложения школ по корректировке программ, проводим их анализ и готовим проекты рекомендаций по актуализации программ развития для Совета по грантам;

  • Выявление лучших практик передовых инженерных школ, анализ представленных документов в этом направлении, а также организация мероприятий различного формата, на которых передовые инженерные школы имеют возможность рассказать о своих достижениях и поделиться опытом. Представители методического центра осуществляют неофициальные визиты в ПИШ, где лучшие практики определяются в живом общении с командами инженерных школ и представителями их высокотехнологичных индустриальных партнеров

Наши сотрудники проводят большую работу по сбору и систематизации лучших практик, которые формируются в виде отдельных документов. В рамках работы методического центра на сегодняшний день подготовлено уже более десятка таких документов, все они передаются в передовые инженерные школы для использования успешных наработок либо тиражирования. Также разработан портал поддержки нашей методической деятельности — «Современное инженерное образование» www.aeschools.mephi.ru, который, мы надеемся, скоро станет заметным интегратором новаций в инженерном образовании России.

— Методический центр проводит семинары и программы ДПО. На что они направлены, каковы основные тематики и кто в них участвует?

— Мы поставили задачу быстро ввести команды ПИШ в единое тематическое, смысловое и терминологическое поле, чтобы они легко стартовали. 

Специалисты методического центра уже провели две краткосрочные программы ДПО для представителей передовых инженерных школ. Это было необходимо, чтобы дать ПИШ методическую трактовку целей и задач федерального проекта, ввести всех обучающихся в единое информационное поле, рассказать им об общих подходах к инженерному образованию, проанализировать международный опыт, что помогло бы им развить передовые методики.

Для представителей ПИШ в 2023 году был проведен блок вебинаров, связанный с проектным подходом. Представители Газпрома поделились опытом подготовки проектов и создания дорожных карт, чтобы помочь ПИШ избежать ошибок.

Также мы проводили семинары с представителями разных общественных организаций, которые хотели поделиться опытом своих проектов в области технологического предпринимательства, центров коллективного пользования, аддитивных и других технологий, VR-технологий. Наш последний семинар о возможности вовлечения студентов ПИШ в трек технологического предпринимательства проводил представитель Фонда содействия инновациям Иван Бортник. Семинары — это довольно гибкий инструмент общения и передачи актуальной информации. 

— Расскажите подробнее о работе ваших экспертов.

— На наш взгляд, такие визиты помогают передовым инженерным школам ответить на вопросы, чем они отличаются от традиционных форматов инженерной подготовки, что нового они пытаются внедрить, какие образовательные пространства и зачем они стараются создать.

Поездки, как правило однодневные, включают в себя общение с коллективом ПИШ и представителями индустриальных партнеров, посещение инновационных лабораторий и центров ПИШ, осмотр современных образовательных пространств.

Мы общаемся с командой ПИШ, спрашиваем, что нового создано, какие разработаны продукты, какие технологии. Затем нам показывают помещения ПИШ, рассказывают, как планируют использовать лаборатории, киберфизическую фабрику, виртуальные пространства. И в этом диалоге, на наш взгляд, передовые инженерные школы более четко могут сформировать свою позицию. Еще один этап — это общение с индустриальными партнерами. Мы пытаемся обсудить с ними вопросы о востребованности выпускников ПИШ, о возможности привлечения преподавателей команды ПИШ в решение задач индустриального партнера. Также обсуждаем форматы взаимодействия, сколько представителей индустриального партнера участвует в тех или иных активностях ПИШ, каковы результаты взаимодействия, устраивают ли они обе стороны. 

— Разрабатывается ли методическая литература для ПИШ?

— Да, разрабатывается. У нас уже есть каталог разработанной нами литературы, который мы будем передавать в ПИШ. Кроме этого, мы будем нацеливать их представителей на изучение материалов на нашем методическом портале «Современное инженерное образование» www.aeschools.mephi.ru. Мы также надеемся, что передовые инженерные школы в скором будущем смогут самостоятельно отражать свои инновации и лучшие практики на этом портале.

— Каковы главные результаты работы методического центра ПИШ?

— Главный результат — это налаженная работа по методической поддержке федерального проекта ПИШ. Все наши мероприятия регулярные, и мы считаем, что эта регулярность помогает ПИШ реализовывать те идеи, которые они заложили в свой проект. К важным итогам также можно отнести систематизацию лучших практик, открытие нашего методического портала «Современное инженерное образование» www.aeschools.mephi.ru, где много разделов: ответы на типовые вопросы, представление наших методических материалов, информация о передовых инженерных школах, которую заполняют сами школы, наши новостные ленты и информационные дайджесты.

Мы разработали ряд методик, среди которых методика проведения экспертной оценки годовых отчетов о реализации программ развития передовых инженерных школ, методика расчета значений характеристик (показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта), методика оценки результативности деятельности ПИШ с оценкой вклада ПИШ в достижение итоговых уровней (2030 год) характеристик федерального проекта.

Проект рассчитан на многие годы, он меняется, и важно, чтобы все понимали изменения. Мы помогаем передовым инженерным школам не потеряться и достичь намеченных целей.

— Расскажите о планах на ближайшие месяцы. Какие основные задачи сейчас стоят перед методическим центром?

— Первая важная задача — заняться тиражированием лучших практик, которые мы собрали. Нам нужно не просто наладить взаимодействие между школами, но и передавать лучшие наработки ПИШ в другие университеты. Может быть, даже что-то попробовать на площадке НИЯУ МИФИ, который не имеет своей передовой инженерной школы, но занимается передовыми технологиями инженерного образования. Вторая задача — методическое обеспечение выполнения всех контрольных точек федерального проекта, его амбициозных планов, которые должны показать, что проект живет и цели, которые были поставлены, будут реализованы к 2030 году. 

Актуальная в настоящее время задача — добиться выполнения рекомендаций Совета по грантам, ключевыми из которых является создание и развитие принципиально нового типа инженерной подготовки в технических, а также, что неудивительно, в медицинских университетах и осуществление в ПИШ совместно с индустриальными партнерами прорывных разработок и исследований, обеспечивающих выход на производство высокотехнологичных продуктов, соответствующих мировому уровню, включая решение задач импортозамещения, в приоритетных областях технологического развития Российской Федерации.

Поиск