«Воспитать изобретателя и инженера будущего»

Развернуть сеть из 100 передовых инженерных школ по всей стране предложил недавно Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Сегодня в России уже работают 30 ПИШ, и еще 20 школ запущены в начале этого года. В чем суть и уникальность проекта, что он дает студентам и реальному сектору экономики, рассказал Александр Федотов, руководитель ПИШ «Инженерия киберплатформ» Южного федерального университета.

Можно ли сказать, что ваша передовая инженерная школа создает уникальное предложение для индустриальных партнеров?

— Еще 10–15 лет назад ключевыми направлениями развития робототехники являлись технологии, связанные с массогабаритными характеристиками и энергетическим обеспечением. Сегодня же глобальная конкурентоспособность отрасли определяется развитием трех ключевых технологий: система автономной навигации, система связи, которая способна работать в зашумленных условиях, и система управления. ПИШ ЮФУ «Инженерия киберплатформ» фокусируется на развитии технологий робототехнических комплексов, понимая их ключевое значение для технологической независимости Российской Федерации, разрабатывая прорывные решения, которые соответствуют или опережают мировые разработки. В этом и состоит, на мой взгляд, уникальность предложений для высокотехнологичных партнеров.

На сегодняшний день мы уже запустили 10 научных проектов, сфокусированных на разработке платформенных решений для робототехнических комплексов. Разработка ведется совместно с индустриальными партнерами.

— На ваш взгляд, в чем инновационность проекта ПИШ?

— Инновационность проекта заключается в возможности сфокусировать научно-технологический потенциал университета для работы по двум направлениям:

1)      обеспечение прорывных фундаментальных исследований и системной разработки востребованных технологических решений в интересах партнеров;

2)      трансформация инженерного образования университета в передовую школу мирового уровня по подготовке конструкторов, технологов и программистов, способных решать крупные отраслевые задачи в области робототехники.

Конкретно для Южного федерального университета инновационность ПИШ состоит в том, что это проект, который мотивировал нас перестроить систему организации подразделений и их функционирования под задачи и структуру индустриальных партнеров, буквально перенося часть центров от партнера на площадки университета, где сегодня проходит системная подготовка команд инженеров мирового уровня. Кроме того, проект ПИШ позволил пересмотреть систему подготовки инженеров, начиная от самого рекрутинга и отбора, где мы прицельно смотрим на такие качества, как мотивированность, коммуникабельность, soft skills, а также готовность к развитию.

— Есть ли у проектов, реализующихся в ПИШ студентами, выход в реальный сектор экономики?

— В 2023 году инициировано создание 13 проектов молодежных лабораторий в интересах индустриальных партнеров ПИШ ЮФУ, которые уже сегодня находят применение в реальном секторе экономики. Среди них стоит отметить  два проекта:

1)      «Система группового управления для неоднородной группы мобильных наземных роботов для решения задачи мониторинга в недетерминированной среде с учетом кинематических ограничений различных мобильных платформ»;

2)      «Разработка усилителя мощности микроволнового диапазона».

Разрабатываемые решения и технология в дальнейшем планируются к применению при проектировании систем управления, средств связи, навигации и локации робототехнических комплексов.

— А как вы думаете, что первично в проекте ПИШ — образование или создание разработок? 

— Передовая инженерная школа — это новая веха в процессе реформирования инженерного образования и возможность воспитать изобретателя и инженера будущего. Мы не только видим это будущее, в котором будут востребованы наши инженеры, но и являемся его творцами, а значит, учим быть созидателями и наших инженеров. Эти сложные задачи не решить, не организовав образовательный процесс и систему НИОКР таким образом, чтобы обучающиеся максимально были встроены в планы развития наших индустриальных партнеров.

В 2023 году мы проделали большую работу по разработке и внедрению новых стандартов образования, особенностью которого является создание образовательной инженерной среды с инфраструктурой предприятий-партнеров, а также участие этих предприятий в постановке задач, разработке образовательных программ, включая учебный план, темы проектов и выпускных квалификационных работ. В рамках разработанного стандарта проектирования ПИШ ЮФУ внедрены новые компетенции, позволяющие сформировать набор знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач, а по программе «Код Ростеха» сформирован компетентностный профиль выпускника.  Такие решения для ПИШ позволяют еще на этапе обучения встроить обучающегося или даже целые команды на предприятие и существенно сократить время адаптации, что критически важно для участников рынка труда.

Поиск