Электроника, здравоохранение и беспилотные летательные аппараты: чем займутся новые ПИШ?

Проект «Передовые инженерные школы» направлен на обеспечение российской экономики современными технологиями и специалистами. Сейчас в России функционируют 50 ПИШ, 20 из которых начали работу в конце прошлого года. Руководители новых ПИШ рассказали об уникальности проектов и о том, каких результатов планируют достичь в 2024 году.

СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ведет исследования и разработки, а также осуществляет подготовку студентов в области твердотельной электроники и электротехники с середины XX века. Сотрудники ПИШ «ЛЭТИ» обладают ключевыми компетенциями — от исследований свойств материалов до разработки конечных устройств. Студенты смогут получить навыки в рамках всего технологического передела в области электроники, включая обучение созданию систем автоматизированного проектирования и технологического оборудования для производств, необходимых отечественной промышленности.

«Уже в первый год реализации проекта будет запущено несколько программ высшего образования, а также программы дополнительного образования. Для таких высокотехнологичных областей, как электроника и электротехника, важно получение обучающимися практических навыков. Для этого будут созданы новые образовательные пространства, в которых студенты будут вести проектную деятельность, получая как инженерные навыки, так и опыт работы в команде в разных ролях при решении инженерных задач», — рассказал декан факультета электроники, руководитель проекта ПИШ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Виктор Бессонов.

Уникальность ПИШ ПГУПС «ИСКРА» заключается в обеспечении силами университета и высокотехнологичных партнеров полного жизненного цикла нового поколения безопасных интеллектуальных систем полигонного управления на железнодорожном транспорте. 

«За первый год участия планируем выполнить подготовительные мероприятия по инфраструктурной части, открыть центр студенческих инициатив и учебный интерактивный комплекс. Разработаем и начнем реализацию минимум двух программ ДПО, начнем разработку программы магистратуры. Согласуем с партнерами дорожную карту разработки системы "ИСКРА”, концепцию, техническое задание, методологические основы, закупим научное оборудование. Запланирован большой объем профориентационных мероприятий для школьников», — подчеркнул руководитель ПИШ Александр Никитин.

Передовая инженерная школа НИУ МИЭТ направлена на восстановление системы подготовки кадров для создания средств проектирования и производства электронной компонентной базы — систем автоматизированного проектирования, специализированного технологического оборудования и технологических процессов. Формируемая совместно с промышленными партнерами база и усиленная подготовка кадров внесут существенный вклад в достижение технологического суверенитета и устойчивого развития электронной промышленности страны.

По словам руководителя ПИШ МИЭТ Алексея Переверзева, «уже в этом году состоятся первые наборы на образовательные программы, создаваемые совместно с ГК Yadro, ООО “Альфачип” и АО “НИИТМ”. В кооперации с Ассоциацией “Электронное машиностроение” будет разработана пятилетняя программа подготовки конструкторов технологического оборудования, открыта лаборатория электронной литографии совместно с АО “ЗНТЦ” и АО “НПП “ЭСТО”. Будут разработаны экспериментальные элементы САПР для приборно-технологического моделирования и создания цифровых СБИС».

Идея создания передовой инженерной школы МГУ уникальна масштабностью решаемых задач. Индустрия здоровья человека в современном мире является одной из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей и представляет один из самых быстрорастущих рынков. Инженерная школа МГУ должна вырасти в самовоспроизводящуюся систему, генерирующую продукты и технологические решения для всех сфер здравоохранения.

«На этот год у нас в планах запуск более полутора десятков образовательных и научно-технологических проектов: образовательные программы для школьников, программа магистратуры, программы ДПО, которые должны стать пилотными, чтобы к 2025 году также быть расширенными до полноценных магистерских программ. Это ряд проектов по созданию лабораторий совместно с индустриальными партнерами, на базе которых начнется разработка продуктов в интересах индустриальных партнеров.

Однако главной задачей на 2024 год является создание эффективной структуры управления инженерной школой МГУ, обеспечивающей формирование правильного целеполагания и нормальную работу механизмов запуска и реализации как образовательных, так и научно-технологических проектов для решения задач, стоящих перед участниками и бенефициарами инженерной школы, которыми являются государство, индустриальные партнеры и Московский университет», — пояснил директор ПИШ МГУ Андрей Замятнин.

Цель ПИШ СПбГУ — обеспечение отраслей минерально-сырьевого комплекса высококвалифицированными инженерными кадрами с мультидисциплинарной фундаментальной подготовкой и дополнительными компетенциями, что позволит развивать технологический суверенитет России в партнерстве с высокотехнологичными компаниями.

«В течение первого года работы мы планируем представить новые разработки в области создания беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для проведения геофизических исследований (магниторазведка); также планируется создание программно-аппаратных комплексов, предназначенных для автоматизированного картирования твердых полезных ископаемых Мирового океана с использованием искусственного интеллекта — уникальный для нашей страны проект.

В рамках образовательной деятельности мы планируем открыть ряд новых лабораторий, запустить магистерские программы “Геофизика и компьютерные технологии анализа данных”, “Материалы высоких технологий”, “Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов” и открыть целую серию программ дополнительного профильного образования в области экономики и управления на предприятии нефтегазовой отрасли», — рассказал руководитель ПИШ СПбГУ Вячеслав Половков.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск