Руководители ПИШ рассказали об уникальности новых инженерных школ

Проект «Передовые инженерные школы» реализуется второй год. В настоящее время его актуальность заметно повысилась под влиянием новых геополитических условий. В декабре прошлого года прошла вторая волна отбора технических вузов в проект ПИШ. В результате число инженерных школ увеличилось на 20. Сотрудники университетов уже приступили к реализации программ развития. Об уникальности новых передовых инженерных школ и планах на текущий год рассказали их руководители.

 

Уникальность ПИШ «Технологии двигателестроения» РГАТУ имени П. А. Соловьева состоит в тесном сотрудничестве с предприятиями — промышленными партнерами. Университет входит в инженерно-научную агломерацию, объединяющую вуз и промышленные предприятия нескольких городов Ярославской области, между которыми установились устойчивые взаимосвязи как с точки зрения подготовки кадров, так и с точки зрения научно-технологического развития. Большинство предприятий — партнеров ПИШ входят в ГК «Ростех» (предприятия ОДК, ОСК, концерна «Вега»).

«В рамках проекта создаются шесть дуальных лабораторий. Дуальная лаборатория — это взаимодополняемое распределенное пространство определенной научно-технологической специализации, включающее университетскую научно-образовательную площадку в РГАТУ имени П. А. Соловьева и производственно-технологическую площадку на территории индустриальных партнеров. Ключевая функция научно-образовательной площадки ориентирована на выполнение прикладных исследований и разработок, формирование научно-технического задела для реализации перспективных проектов серийного производства наукоемкой высокотехнологичной продукции. Образовательная деятельность в рамках дуальной лаборатории университета полноценно внедрена в структуру конкретных тематик НИОКТР, сформулированных индустриальным партнером», — отметил руководитель ПИШ «Технологии двигателестроения» Никита Бурцев.

Руководитель школы также отметил, что привлечение обучающихся к деятельности дуальной лаборатории как на научно-образовательной, так и на производственно-технологической площадках в рамках решения элементов фронтирной задачи ПИШ обеспечивает получение молодыми специалистами уникальных компетенций, накопление реального производственного опыта и востребованность в среде крупных индустриальных предприятий. Систематический выпуск подобного рода специалистов позволит сформировать поколение инженеров, способных решать полный спектр задач создания наукоемкой высокотехнологичной продукции в сфере двигателестроения.

В 2024 году в Передовой инженерной школе планируется открыть шесть новых научно-образовательных пространств — дуальных лабораторий; запустить новые образовательные программы высшего образования — «Инновационное машиностроение» (специалитет) и «Материаловедение и технологии новых материалов» (магистратура); запустить новые образовательные программы дополнительного образования; привлечь в ПИШ более 1000 школьников (проект «Интеллектуальный реактор», инженерные классы, профильные олимпиады, профориентационные мероприятия, презентации). Сотрудники ПИШ поставили перед собой задачу приступить к реализации плана НИОКТР. Он направлен на решение фронтирной задачи по следующим направлениям:

  • передовые производственные технологии;
  • расчетно-экспериментальные исследования подшипников для МГТД;
  • разработка конструктивного облика линейки газогенераторов МГТД;
  • исследование и разработка мероприятий по обеспечению характеристик камер сгорания МГТД;
  • исследование высоконапорных центробежных и диагональных ступеней высокооборотных компрессоров МГТД.


Уникальность ПИШ «Высокоскоростные транспортные системы» РУТ (МИИТ) обусловлена самой тематикой ее создания — высокоскоростные транспортные системы. В школе уже началась разработка перспективной сети высокоскоростных железнодорожных магистралей, первой из которых должна стать ВСМ «Москва — Санкт-Петербург». Это уникальный проект для российской транспортной отрасли. В России есть «Сапсаны», которые курсируют на маршруте «Москва — Санкт-Петербург», но максимальная скорость достигает 250 км/ч. Что же касается новых ВСМ, то речь идет о скоростях 350–400 км/ч. Это серьезный вызов для страны.

«Необходимо разработать и произвести отечественный высокоскоростной подвижной состав, разработать, произвести и построить высокоскоростную железнодорожную инфраструктуру, обеспечить решения в области связи, систем интервального регулирования, диспетчеризации, необходимо увязать будущие ВСМ с транспортными системами городов и регионов. Весь этот объем задач требует соответствующих научных исследований, разработок, расчетов, инженерных решений и в конечном итоге самих инженеров, способных это построить, сконструировать и затем эффективно эксплуатировать на жизненном цикле. Передовая инженерная школа в Российском университете транспорта призвана стать частью этих задач по научному, экспертному и кадровому обеспечению проектов ВСМ в России», — отметил руководитель ПИШ Олег Покусаев.

На базе ПИШ в 2024 году сотрудники вуза планируют развернуть первоочередные научные исследования и программы подготовки.

В блоке инфраструктуры речь идет о создании цифровых двойников и ГИС с целью последующего мониторинга строительства и эксплуатации ВСМ с помощью беспилотных летательных аппаратов, дистанционного зондирования земли. Кроме того, эти разработки могут применяться при самом строительстве для создания умных строительных машин. Стоит отметить, что строительство инфраструктуры ВСМ требует строгого выполнения проектных нормативов по геометрии пути, уклонам, радиусам и т. д.

В рамках разработки подвижного состава в инженерной школе будут развернуты работы по созданию сервисной части поезда, связанной с обслуживанием пассажиров. Это интерьеры внутри вагона, технологии питания пассажиров, медиасистемы в поезде, системы контроля проезда. Кроме того, в ПИШ планируются работы в области развития связи, в том числе мобильной связи для пассажиров.

Часть исследований будет посвящена отдельным элементам инфраструктуры, таким как стрелочные переводы, контактная сесть, системы энергоснабжения.

В рамках сотрудничества с Департаментом транспорта Москвы будут развернуты работы по интеграции ВСМ в транспортную систему Москвы, в том числе увязка с пригородным движением поездов, вопросы моделирования пассажиропотока, расчет нагрузки на транспортно-пересадочные узлы.

Что касается подготовки кадров, на текущий год запланировано открытие образовательных программ в области связи, инжиниринга подвижного состава, а также в области строительства инфраструктуры ВСМ.

Запланировано создание двух образовательных пространств. Одно из них будет посвящено теме цифровых двойников и мониторинга инфраструктуры ВСМ, второе — инжинирингу и конструированию подвижного состава и инфраструктуры ВСМ.


Уникальность ПИШ «Технологическая база машиностроения» СТАНКИНа заключается в направлении на формирование нового кадрового ядра для станкоинструментальной отрасли. Это будут инженерные команды, которые примут участие в процессе возрождения и трансформации станкостроения. Станкостроение — это основа технологического суверенитета.

«Студенты ПИШ будут сразу же погружены в атмосферу реальных конструкторских и технологических работ, а также прикладных исследований, обеспечивающих реальный вклад в развитие промышленного сектора, причем будут трудиться с использованием наиболее передовых подходов, технологий и оборудования», — отметил руководитель ПИШ «Технологическая база машиностроения» СТАНКИНа Рамиль Нежметдинов.

В планах на 2024 год — серьезное расширение научно-образовательной инфраструктуры и пересборка образовательных программ вместе с ведущими индустриальными партнерами, такими как ООО «СТАН», ООО «Вириал», ООО «КИС».

ПИШ СТАНКИНа уже получила первоочередные опытно-конструкторские задачи от партнеров. Например, для СТАНа в текущем году инженеры спроектируют современный фрезерный консольный станок с вертикальным шпинделем, а также ряд критически важных комплектующих. Важно, что к работе будут подключены зеркальные инженерные команды — это студенческие КБ, которые будут работать в тесной связке с профессионалами.

Кроме того, в этом году сотрудники ПИШ начнут развертывание ключевых элементов инфраструктуры ПИШ. Планируется:

  • создание экспериментальной киберфабрики для отработки технологий нового уклада;
  • создание образовательно-технологического комплекса совместно с «ООО «Вириал» (г. Санкт-Петербург), предназначенного для подготовки специалистов в области системного инжиниринга полного технологического цикла производства твердосплавного инструмента;
  • создание научно-образовательного комплекса «СТАНКИН-КГУ» на базе партнера СТАНКИНа — Курганского государственного университета (г. Курган). Этот комплекс в будущем позволит не только развивать исследования и образовательные программы, но также организовать учебное производство специального инструмента;
  • создание виртуального производства — VR-пространства на основе функционального интеллектуального цифрового двойника станкостроительного производства;
  • отбор лучших мотивированных обучающихся в ряды студентов ПИШ.


Передовая инженерная школа РТУ МИРЭА ориентирована на потребности высокотехнологичных компаний — партнеров РТУ МИРЭА по программе ПИШ.

Ключевая направленность ПИШ РТУ МИРЭА — СВЧ-электроника. Эта специализация инженерной школы соответствует актуальным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, входит в перечень критических технологий в части технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств и направлена на решение задач, поставленных в Государственной программе Российской Федерации «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».

«Целью ПИШ РТУ МИРЭА является создание национального центра компетенций в области СВЧ-электроники, осуществляющего подготовку инженерных кадров новой формации для предприятий СВЧ-электроники; проведение научных исследований и разработок, результаты которых обеспечивают условия для достижения технологического суверенитета Российской Федерации в области радиотехники и электроники», — отметил руководитель ПИШ РТУ МИРЭА Алексей Пашков.

В рамках создания ПИШ РТУ МИРЭА в 2024 году планируется:

  • разработка и реализация образовательных программ высшего образования (бакалавриат, магистратура):

Конструирование и технология электронных средств — бакалавриат (Проектирование и технология СВЧ-устройств);

Информатика и вычислительная техника — магистратура (Разработка и создание технологического САПР);

Информационные системы и технологии — магистратура (Системное программирование);

Конструирование и технология электронных средств — магистратура (3D-интеграция конструктивов и элементов СВЧ МИС);

Приборостроение — магистратура (Технология разработки и изготовления СВЧ-приборов);

Материаловедение и технологии материалов — магистратура (Материалы и технологии СВЧ-техники);

  • разработка и реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки для опережающей подготовки инженерных кадров по актуальным научно-технологическим направлениям;
  • направление студентов, обучающихся по программам магистратуры технологического профиля, на практику и (или) стажировку вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками;
  • привлечение школьников для участия в деятельности ПИШ РТУ МИРЭА.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск