Нефть, газ, радиоэлектроника и авиационная инженерия: чем займутся новые ПИШ?

В 2024 году начали работу 20 новых передовых инженерных школ. Всего в России теперь функционируют 50 ПИШ. Проект направлен на формирование технологического суверенитета страны и обеспечение российской экономики критически важными технологиями и специалистами. В чем уникальность новых школ и каких конкретно результатов они планируют достичь уже в текущем году, рассказали руководители ПИШ, открытых в АГНИ (Альметьевск), КНИТУ-КАИ (Казань), ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова (Грозный), ЧГУ (Череповец) и ВГУ (Воронеж).

Передовая инженерная школа «РосГеоТех» создана на базе двух операторов — Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М. Д. Миллионщикова (ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова) и Государственного университета управления (ГУУ). Уникальность ПИШ заключается в особенном состоянии добывающих фондов Чеченской Республики. На их основе открывается возможность развития новых для России и мира технологических направлений — поиск моделей и методов использования и реинжиниринга объектов добычи углеводородов, в частности нефтяных скважин на завершающей стадии разработки.

«Концепция ПИШ предусматривает развитие нового направления — реинжиниринга отработанного фонда скважин с целью их эксплуатации в других отраслях экономики, в частности для нужд геотермальной энергетики. Для разработки уникальных продуктов и технологий, подготовки специалистов новой формации будут разработаны и внедрены новые образовательные программы», — рассказал руководитель ПИШ Андрей Лужецкий.

Операторы школы — ГГНТУ им. акад. М. Д. Миллионщикова и ГУУ — намерены совместно развивать такие направления, как альтернативная энергетика, энергомашиностроение, нефтегазовое дело и автономные беспилотные и робототехнические инновационные системы. С учетом уже имеющегося запроса от индустриальных партнеров, к концу 2024 года ПИШ планирует обучить порядка 50 инженеров по трём разрабатываемым программам ДПО.

К концу текущего года университеты — операторы «РосГеоТех» также разработают уникальную модель сетевого взаимодействия студенческих и научных групп. Инфраструктурной основой такого взаимодействия будет единая ИТ-система и зеркальные научно-образовательные пространства с распределенным доступом к оборудованию и программному обеспечению, а также проектные междисциплинарные группы исследователей и студентов.

На базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева-КАИ (КНИТУ-КАИ) открыта передовая инженерная школа «Комплексная Авиационная Инженерия». Её миссия — кадровое и научно-технологическое обеспечение возрождения гражданского авиастроения России.

«Наши главные цели — повышение производительности серийного выпуска агрегатов летательных аппаратов не менее чем на 60%; внедрение в производство композитных, аддитивных и гибридных современных материалов; разработка 15 суверенных технологий и продуктов; обеспечение 25% потребностей авиационной отрасли в инженерных кадрах и лидерах проектов к 2030 году», — рассказал руководитель ПИШ Леонид Шабалин.

Уникальность ПИШ КАИ заключается в подготовке системного инженера — лидера проектов в авиастроении, а также в формировании продуктовых команд поликомпетентностных специалистов. Данная деятельность будет осуществлена в рамках реализации НИОКТР в сотрудничестве с индустриальными партнерами.

За первый год участия в проекте запланировано создание пяти новых образовательных пространств. Речь идет о лабораториях — технологического моделирования, интенсивного формирования ПКМ, Fabless-разработки интегральных схем, электромагнитной совместимости электронных систем, а также интеллектуальных систем автоматизированного проектирования и цифровых двойников. Кроме этого, в 2024 году начнется обучение по пяти разработанным и утвержденным программам высшего образования (для студентов магистратуры), также будут запущены 13 новых программ ДПО.

Передовая инженерная нефтяная школа создана в Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ).

«Наша ПИШ ориентирована на подготовку кадров и развитие отечественных технологий, оборудования и материалов для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. С этой задачей уже столкнулись или столкнутся в ближайшие десятилетия все нефтяные компании мира. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти будет только увеличиваться. Добывать нефть становится все дороже, поэтому нужно искать новые технологии», — объяснил ректор АГНИ и руководитель ПИШ Александр Дьяконов.

Он отметил, что при сохранении текущей ситуации в 2050 году около 74% мирового потребления энергии будет приходиться на углеводородные источники. Это обуславливает тезис о важности достижения импортонезависимости и технологического суверенитета нефтегазовой отрасли России и о значительном потенциале нефтегазовой индустрии в долгосрочной перспективе.

Передовая инженерная нефтяная школа в 2024 году наберет студентов на уникальную образовательную программу магистратуры по направлению «Интегрированное моделирование нефтегазовых месторождений». Эта программа создается в коллаборации с ведущими экспертами и учеными нефтегазовой отрасли. Обучение пройдет в логике формирования междисциплинарных команд инженеров — от геологов, гидродинамиков, технологов до математиков и физиков.

По итогам 2024 года в Передовой инженерной нефтяной школе запланирован запуск четырех специальных образовательных пространств: цифровая фабрика «Цифровое месторождение» и лаборатория обработки потоковых данных, «Энергоэффективность и энергоаудит», «Неразрушающий контроль». Эти пространства логически продолжат формировать уникальную научно-исследовательскую инфраструктуру Высшей школы нефти.

Передовая инженерная школа «Российская электроника, инфокоммуникации и радиосвязь» создана на базе Воронежского государственного университета (ВГУ).

«ПИШ совместно с партнерами осуществляет полный цикл разработки радиоэлектронных систем на основе отечественной ЭКБ. Партнерами стали ведущие российские компании», — рассказал руководитель ПИШ Григорий Усков.

В текущем году школа планирует создать ряд новых разработок, в том числе цифровые двойники мощных сверхвысокочастотных транзисторов для систем автоматического проектирования, технологии печати неоднородных диэлектрических линз для улучшения характеристик антенных систем, генераторы сверхширокополосных импульсных сигналов для связи, радиолокации, пеленгации и радиоэлектронной борьбы.

Также будут запущены новые образовательные программы «Радиофизика, электроника и информационные технологии» (бакалавриат и магистратура), «Материалы и устройства фотоники и оптоинформатики» (магистратура), «Телеметрия и телеуправление» (ДПО).

Передовая инженерная школа Череповецкого государственного университета ставит перед собой задачу по реализации мегапроекта «Развитие производства сжиженного природного газа (СПГ) на основе отечественного оборудования» через разработку систем хранения и транспортировки СПГ на основе передовых материалов и технологий.

В ПИШ будут реализованы несколько научных проектов, включая разработку технологии производства листового проката для криогенных температур и технологии его сварки для изготовления корпусов теплообменников, разработку и освоение производства экономно легированных сталей для резервуаров хранения и транспортировки сжиженных газов, а также развитие инфраструктуры СПГ через разработку систем его хранения и транспортировки на основе передовых материалов и технологий.

«На текущий момент в Российской Федерации только развивается инфраструктура для транспортировки и хранения сжиженного природного газа. Развитие тормозится отсутствием технологий производства хладостойких материалов. В рамках передовой инженерной школы будет разработана технология производства новых материалов, конструкторская документация для производства резервуаров хранения СПГ, криогенных танк-контейнеров для транспортировки СПГ. Все разработки будут переданы индустриальным партнерам для апробации и дальнейшего серийного производства», — рассказал руководитель ПИШ Георгий Курдюмов.

Процесс обучения в ПИШ предполагает углубленную фундаментальную подготовку на первом курсе бакалавриата, участие в проектах, декомпозированных по разным уровням задач с устранением образовательных дефицитов, работу на цифровых фабриках, в зеркальных лабораториях и на площадках предприятий-партнеров. 

На базе школы будут созданы уникальные для страны лаборатории: лаборатория низкотемпературных материалов, которая позволит определять механические и потребительские свойства различных материалов и изделий на всем диапазоне температур от –80С до –196 ⁰С; лаборатория имитации сред для исследования поведения материалов и изделий из них в условиях, близких к эксплуатационным (среда, температура, давление).

Поиск