В «Сириусе» обсудили работу студенческих конструкторских бюро

29 ноября в Университете «Сириус» состоялась дискуссия «Студенческие конструкторские бюро как инструмент усиления роли науки и технологий». В мероприятии приняли участие представители Минобрнауки России, студенты и руководители студенческих конструкторских бюро (СКБ) технических вузов. Цель дискуссии — анализ опыт работы молодых ученых в рамках студенческих конструкторских бюро, а также изучение роли СКБ в развитии науки и технологий в стране.

Одна из ключевых задач студенческих конструкторских бюро — реализация проектов по производству высокотехнологичной продукции и обеспечение практического применения полученных результатов интеллектуальной деятельности. Модератор дискуссии, руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер отметил, что вовлечение студентов через СКБ — эффективная мера для развития инженерных компетенций у будущих сотрудников высокотехнологичных компаний:

«В вузах нашей страны действует более 200 студенческих конструкторских бюро. Значительная доля этих бюро работает в рамках проекта “Передовые инженерные школы” и ключевая задача таких бюро — это вовлечение студентов в решение практических задач со стороны реального сектора экономики и формирование у студентов реальных инженерных компетенций. Подобные задачи решается и в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030». Существует еще и целая сеть инжиниринговых центров, в работу которых также привлекаются студенты.»


Директор департамента координации деятельности образовательных организаций, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Виталий Гришкин рассказал, какие есть студенческие конструкторские бюро в российских вузах:

«У нас было 2 трека: это СКБ, которые занимаются развитием новых технологий, и  популяризация науки. Затем мы провели большой мониторинг, это позволило выявить, что СКБ имеются в 245 организациях, а в остальных организациях есть соответствующие структурные подразделения. Сегодня 85 тысяч ребят занимаются в этой отрасли. Мы не изобретаем новые сущности, у нас есть действующие механизмы финансирования СКБ — это программа «Приоритет 2030», то есть, поддержка за счет средств программы развития. Кроме того, 25 из 30 инженерных школ развивают свою сеть СКБ. В будущем мы планируем развивать информационную поддержку деятельности СКБ. Наша задача — рассказывать, как применять технологии и привлекать индустриальных партнеров в работу студенческих конструкторских бюро.»

Модератор сессии Андрей Келлер добавил, что в рамках программы «Приоритет 2030» более 600 компаний являются индустриальными партнерами университетов — в них студенты, в рамках образовательного процесса, должны не просто получать знания, но и принимать участие в решении реальных технологических задач.


Председатель совета молодых ученых и специалистов, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Андрей Волынцев рассказал о своем представлении СКБ и ожиданиях Роскосмоса от таких конструкторских бюро:

«Космическая техника сегодня крайне сложна и технологична. Роскосмос сегодня выстраивает систему с профориентацией: запущена программа космических классов, в рамках которых выпускник школы будет равноценен второкурснику по пониманию инженерного ремесла. СКБ держаться на плечах энтузиастов. упорядочивания и методики должны быть с точки зрения ориентации на специалистов. Мы работаем со студентами, у них должны быть понятные пути развития. Они должны понимать, что предлагает вуз и кем он станет после выхода.

Также Роскосмос сегодня выстраивают космическую отрасль через взаимодействие с вузами: появилась программа запуска малых космических аппаратов для решения научных задач и понимания, как то или иное изделие работает в космосе. Все это приведет к появлению молодых квалифицированных специалистов. Нам важен системный обмен лучшими практиками.»

Руководитель Молодежного инженерного центра, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана Аркадий Дидковский отметил необходимость формирования рекомендаций и типовой модели, чтобы университеты могли на что-то ориентироваться в рамках работы СКБ:

«В рамках СКБ должен быть подкованный человек, который разбирается в промышленности. Важно компетентно оценивать способности студентов. Серьезный заказ от промышленного партнера возможен в случае, если СКБ интегрирован с НИИ.  СКБ в Бауманке развит сильно. В рамках космического направления на орбите 7 спутников для решения научных и хозяйственных задач. Мы поставляем квалифицированные инженерные кадры. СКБ сегодня — это то, что способствует повышению инженерной компетенции.»

Директор ПИШ «Электронное приборостроение и системы связи» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Антон Лощилов отметил, что вопрос скорости испытаний в СКБ — ключевой. Вуз в рамках ПИШ связывает образовательную модель с проектной. Так СКБ становится инструментом саморазвития и затравкой для будущей сильной научно-практической лаборатории.

Директор ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий Вячеслав Вавилов рассказал, что в университете работают 7 СКБ — это отдельные структурные подразделения со своим руководителем и своей инженерной задачей. При этом сами СКБ — место работы и развития студентов, где они могут получить конкурентную зарплату и выполнить инженерные задачи под конкретное техническое задание.

Техник управления научно-исследовательских работ Тульского государственного университета Сергей Шалынков рассказал о ключевых результатах своей работы в СКБ университета. Он подчеркнул, что идеальный СКБ работает по техническому заданию от реального предприятия. Также СКБ — это площадка для реализации практической части курсовых и дипломных работ, площадка для работы со школьниками и источник кадров для оборонно-промышленного комплекса:

«В Тульском государственном университете работает несколько СКБ по различным тематикам. Мы в СКБ проектируем и отрабатываем конструкции беспилотных летательных аппаратов. За время существования СКБ мы разработали несколько комплексов беспилотных летательных аппаратов, разрабатываем испытательные стенды для определения параметров электродвигателя. В этом году Тулатех организовала конкурс, направленный на поддержку СКБ. Наш индустриальный партнер – машиностроительное предприятие Тульской области. С его помощью мы можем проводить эффективную работу над конкретными техническими задачами.»

Дискуссия состоялась в рамках Конгресса молодых ученых, в котором с 28 по 30 ноября принимают участие более 180 ректоров, представители органов власти и реального сектора экономики. Всего на Конгресс приехало свыше 5 тыс. человек из более чем 25 стран мира. 

Поиск