В Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королёва запущена фабрика процессов. Этот учебный комплекс развернут на кафедре производства летательных аппаратов и управления качеством. Часть необходимого оборудования и программного обеспечения приобретена за счет средств Передовой инженерной аэрокосмической школы.
До недавнего времени фабрики процессов открывали у себя лишь крупные предприятия – там, где решили внедрить систему бережливого производства. Однако эти учебные центры не предназначались для студентов вузов. В них проходили подготовку действующие сотрудники самих предприятий, уже имеющие реальный производственный опыт.
Среди высших учебных заведений региона первыми собственную фабрику процессов открыли в Самарском университете им. Королёва. Это позволило включить в учебный процесс практические работы по теме бережливого производства и расширить перечень компетенций, приобретаемых студентами инженерных специальностей.
«Современному инженеру необходимо владеть инструментами бережливого производства. Он должен уметь применять их на практике как при оптимизации действующих производственных мощностей, так и при проектирования новых. Фабрика процессов помогает будущим инженерам понять базовые принципы организации современного эффективного производства», – пояснил заведующий кафедрой производства летательных аппаратов и управления качеством Дмитрий Антипов.
Во время практических работ на фабрике процессов студенты организуют и оптимизируют работу производственных участков. Кроме того, в распоряжении преподавателей имеются учебные тренажеры, имитирующие переналадку штамповой оснастки, и тренажеры по повышению производительности труда сборочных операций. Процессы, рассматриваемые на «фабрике», хорошо моделируют типовые проблемы, с которыми сталкиваются производственники. На этих несложных примерах студенты учатся балансировать производственные потоки, оптимизировать внутрицеховую логистику, сокращать потери и повышать производительность труда.
В настоящее время на фабрике процессов идет подготовка и отработка учебных кейсов по технологии серийного производства малых беспилотных летательных аппаратов (квадрокоптеров), чтобы студенты Института авиационной и ракетно-космической техники (ИАРКТ) могли изучать бережливое производство на примере из авиастроения. Это очень своевременный шаг, если учесть, что сейчас аэрокосмическая отрасль переходит к крупносерийному производству малоразмерной космической и авиационной техники. Перед отраслью поставлена задача: наладить выпуск сотен и тысяч малых спутников, десятков тысяч беспилотников.
Чтобы проектировать современные автоматизированные производственные линии, способные эффективно решать подобные задачи, специалисты должны одинаково хорошо владеть и инструментами бережливого производства, и цифровыми технологиями. В Передовой инженерной аэрокосмической школе (ПИАШ) Самарского университета им. Королёва, где готовят инженеров новой формации, объединили «фабрику» и «цифру». И получили новое качество. Как рассказал Дмитрий Антипов, применение программных пакетов дало возможность моделировать производственные процессы в виртуальной среде.
«Если соединить наглядность, которую дает фабрика процессов, с цифровым моделированием производства в виртуальной реальности, это выводит образовательный процесс на новый уровень. После курса практических работ на «фабрике», где студенты ПИАШ на несложных примерах усваивают методы оптимизации производственных потоков, они переходят к виртуальному проектированию технологических процессов и производственных линий. Это позволяет одновременно и закрепить полученные знания, и освоить программные комплексы, которые используются на многих предприятиях», – рассказала заместитель директора Передовой инженерной аэрокосмической школы Екатерина Савич.
Цикл практических работ на фабрике процессов включен в курс «Бережливое производство». Кроме того, занятия по этой тематике встроены и в другие образовательные курсы и модули, из которых формируются ИОТ – индивидуальные образовательные траектории студентов ИАРКТ. А что касается магистрантов ПИАШ, то у них бережливое производство, а значит и занятия на фабрике процессов, интегрированы в курс «Технологии и инструментарий создания цифрового завода».
«Формируя учебные программы, мы объединяем инструменты бережливого производства и цифровые технологии проектирования, чтобы научить студентов ПИАШ создавать современные эффективные киберфизические фабрики. Кстати, в контуре школы до конца 2023 года мы запустим сразу два таких роботизированных опытных производства. Помимо решения научно-исследовательских задач они тоже будут интегрированы в учебный процесс», – напомнил директор Передовой инженерной аэрокосмической школы Иван Ткаченко.
Занятия на университетской фабрике процессов проходят не только у студентов. Этот учебный комплекс задействован также в программах дополнительного профессионального образования «Дизайн и проектирование производственной линии» и «Методы эффективного управления производством», которые предназначены для инженерно-технического персонала предприятий.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».