Особенности подготовки кадров в Передовых инженерных школах

19 октября в РАНХиГС в ходе третьей всероссийской ИОТ-конференции прошла пленарная дискуссия «Университет: на стыке интересов студентов и приоритетов госполитики». Ее цель — обсуждение запуска в учебный процесс новых индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для студентов. Модератором мероприятия выступил научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

Участники пленарной дискуссии рассмотрели такие темы, как обеспечение страны кадрами, ориентированными на результат, необходимость формирования междисциплинарных команд, а также важность персонализации обучения.

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер рассказал о первых результатах Передовых инженерных школ:

«Передовая инженерная школа — это система подготовки инженеров-лидеров, ее выпускник должен отличаться уровнем своих компетенций и знаний от специалистов, которых вузы готовят массово. Как выстроить такую систему подготовки, какие стандарты, инструментарий и модель использовать — одни из самых важных задач, которые ежедневно решает руководитель ПИШ.  

Представители ПИШ продемонстрировали первые практические результаты в части создания отечественных технологий на международном форуме технологического развития "Технопром-2023". Некоторые из представленных разработок уже поступили на предприятия в формате мелкосерийного производства. Например, электроприводы для авиационной техники, созданные УУНиТ, уже запущены в серийное производство. Важно, что в этих разработках участвовали студенты, ведь мы как раз делаем акцент на практико-ориентированном обучении, как на одном из элементов современного образовании».

Если говорить об индивидуальных образовательных траекториях, важно отметить необходимость формирования междисциплинарных проектных команд. Андрей Келлер подчеркнул, что компетенции, полученные в ПИШ, позволяют создавать не только инженерные объекты, но и разрабатывать методики их проектирования, разрабатывать новые технические решения, что возможно только на основе междисциплинарных связей.

ИТ-директор ГК «Росатом» Евгений Абакумов рассказал о том, как госкорпорация взаимодействует с университетами и на каких вопросах концентрируются обе стороны.

«У нас большое количество проектов, мы стараемся реализовывать их совместно с университетами, один из примеров — проект "Передовые инженерные школы". Университет выступает для нас источником научных компетенций, он может восполнить те компетенции, которых нам не хватает. Еще один предмет для диалога с вузами – обсуждение того, как меняется технологическая парадигма. Что касается ИОТ, считаю, что нам нужно делать фокус сначала на фундаментальном инженерном образовании, а дальше дополнять его индивидуальными образовательными и производственными траекториями. Сегодня невозможно спрогнозировать кадровую потребность, также сложно предсказать, какими знаниями эти специалисты должны обладать через ближайшие 5–6 лет», — отметил спикер.

Руководитель Передовой инженерной школы «Университета Иннополис» Искандер Бариев прокомментировал то, какие образовательные методы заложены в инженерной школе вуза и как они влияют на индустрию:

«Основные образовательные методы, внедренные благодаря ПИШ: участие индустрии в отборе абитуриентов ПИШ; преподавание инженеров-практиков из компаний-партнеров; стажировки в крупнейших российских ИТ-компаниях на реальных проектах; физические и виртуальные лаборатории, которые позволяют усилить практическую подготовку обучающихся.

Проект ПИШ помог связать воедино вузы, индустрию и технологии. Студенты могут работать в научных лабораториях и участвовать в различных проектах, которые основаны на реальных задачах. Такой подход позволяет им бесшовно переходить на работу в индустрию без потери времени на адаптацию».

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск