Представители ПИШ рассказали о разработке образовательных программ и сотрудничестве с индустриальными партнерами

В ходе работы круглого стола «Программы подготовки инженерных кадров в рамках передовых инженерных школ» эксперты и участники федерального проекта «Передовые инженерные школы» рассмотрели лучшие практики разработки и реализации образовательных программ для подготовки и повышения квалификации инженерных кадров.

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер выделил ключевые аспекты формирования эффективной программы развития ПИШ:

«Передовая инженерная школа – это система подготовки инженеров-лидеров, ее выпускник должен отличаться уровнем своих компетенций и знаний от специалистов, которых вузы готовят массово. Как выстроить такую систему подготовки, какие стандарты, инструментарий и модель использовать — это одни из самых важных задач, которые ежедневно решает руководитель ПИШ. Второй важный аспект – взаимодействие с индустриальными партнерами для интеграции передовой инженерной школы в цепочку создания критически важных для России продукции и технологий. Опираясь на последние нормативные документы, в частности, на утвержденный Правительством РФ перечень мегапроектов, направленных на разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции, важно не только видеть текущую роль ПИШ и быть на фронтире решений этих задач. Необходимо выстраивать работу Школы так, чтобы опережать запросы отраслей, формируя инженерную исследовательскую повестку для создания прорывных технологий и разработок».

Ректор ЮФУ Инна Шевченко рассказала о возможностях, которые дает сетевой формат взаимодействия вузов в рамках проекта ПИШ. 

«Развитие сетевого формата взаимодействия вузов имеет огромный потенциал в части организации практик и стажировок как преподавателей, так и студентов, в том числе по линии ДПО. Студенты одной образовательной программы могут получать дополнительные компетенции в разных вузах. Это требует слаженной работы, например, цифровых кафедр МИРЭА и ЮФУ, отвечающих за разработку программ по целому ряду IT компетенций», – отметила Инна Шевченко.

Руководитель Передовой инженерной школы МАИ Дмитрий Кайсин отметил, что целевая программа «Крылья Ростеха», запущенная Госкорпорацией Ростех совместно с Московским авиационным институтом в 2020 году, заложила новые принципы инженерного образования:

«Задачей инженерной школы стала комплексная подготовка многопрофильных инженерно-технических специалистов, отвечающих современным запросам авиационной отрасли. Сегодня эти принципы нашли органичное продолжение в программах Передовой инженерной школы МАИ, которые направлены на подготовку инженеров-управленцев и технологических команд – лидеров изменений. Образовательные подходы ПИШ МАИ позволяют студентам погружаться в реальные производственные процессы и трудоустраиваться в процессе обучения, а индустрии получать сильных и мотивированных специалистов, обладающих комплексным видением задач и широким спектром технологических компетенций».

Директор института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. С. П. Королёва Виталий Смелов поделился опытом разработки и реализации образовательной программы «Крылья Ростеха» в своем университете:

«Особенностью программы является интенсивная практическая подготовка по проектированию и моделированию перспективных авиационных газотурбинных двигателей под руководством наставников-специалистов ПАО "ОДК-Кузнецов". А также большой упор в подготовке специалистов делается на аддитивные технологии, которые открывают большие возможности для идей и фантазий самых амбициозных конструкторов.

На данный момент прорабатывается программа индивидуальной образовательной траектории в части освоения цифровых инструментов инженерного анализа с акцентом на отечественные ПО и возможностью получения дополнительной квалификации - специалист по прочностным расчетам авиационных конструкций».

Начальник отдела Центра дополнительного образования МГТУ им. Н.Э. Баумана Анастасия Летягина рассказала о роли ДПО в ходе реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы»:

«Программы дополнительного профессионального образования разработаны экспертами нашего университета с целью обучения многопрофильных инженерно-технических специалистов предприятий ракетно-космической отрасли в соответствии с актуальными запросами, с учетом индивидуальной образовательной траектории сотрудников предприятия-заказчика. Дополнительное образование оперативно отвечает на запросы отрасли, при необходимости эффективно корректирует направленность программ, дает возможность приобретения практических навыков для дальнейшего выполнения поставленных производственных задач».

Анастасия Летягина подчеркнула, что программы ДПО носят практико-ориентированный характер, реализуются в том числе в форме стажировок; обучение проводится для инженеров предприятий, профессорско-преподавательского состава университета и студентов.

Подводя итог дискуссии, Андрей Келлер отметил три составляющие, на которых основывается проект ПИШ:

•          система управления и взаимодействия Школы с университетом и индустриальным партнером;

•          автономность ПИШ, способность самостоятельно вести финансовое управление проектами;

•          потенциал и ресурсы руководителя ПИШ по выстраиванию внутренних процессов в Школе.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск