Выпускник ПИШ – это тот человек, который пишет стандарты: на ВЭФ обсудили первые итоги реализации проекта “Передовые инженерные школы”

На Восточном экономическом форуме обсудили промежуточные итоги реализации федерального проекта “Передовые инженерные школы” за 2022–2023 год. Помимо этого, на сессии проанализировали, какие практики необходимо взять из опыта этого года, что привнести в 2024 год, а также изучили результат взаимодействия передовых инженерных школ с промышленными партнерами.

Как отметил модератор сессии, руководитель ФГАНУ “Социоцентр” Андрей Келлер все участники ПИШ прошли разный путь и продемонстрировали разные результаты. Он подчеркнул, что проект отличается достаточно высокой эффективностью и сами школы оказались востребованными и вовлеченными в научно-технологическую повестку развития России. 

«Новый геополитический ландшафт, трансформация глобальной экономики и колоссальный рост технологий на этом фоне стали вызовами, которые определили вектор развития страны, направленный на достижение технологического суверенитета. В этой связи приоритетной задачей становится опережающая подготовка инженерных кадров, ускоренная разработка и внедрение критически важных технологий, способных стать драйверами роста экономики не только в масштабах страны, но и в социально-экономической повестке регионов. Дальний Восток и Арктика, обладая уникальным экономическим и географическим потенциалом, занимают особое место в стратегических приоритетах развития России. Федеральный проект «Передовые инженерные школы» разработанный, Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, является частью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Сегодня он может стать одной их эффективных мер, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие дальневосточного и арктического макрорегионов». 

Генеральный директор ПАО НБАМР Александр Шуматов как будущий партнер ПИШ ДВФУ рассказал о своих ожиданиях от участия в проекте и как, по его мнению, сотрудничество с передовой инженерной школой поможет развитию базы рыболовства на Дальнем Востоке:

«Сегодня Находкинская база активного морского рыболовства – это компания с более чем 70-летней историей. Мы сегодня ловим более 2000 тонн разных водных биологических ресурсов, от рыбы до морепродуктов. Сегодня мы входим в лидеры рыбопромышленной отрасли страны. Наша сфера сталкивается с большими вызовами: идет большая модернизация флота, параллельно мы столкнулись с определенными задачами в части ограничений по технологиям и оборудованию. Также мы получаем запрос на импортозамещение и собственные разработки. Мы хотим быть интегрированы в образовательный процесс и сегодня мы ищем мозги: химиков, физиков и биологов. На всем этапе от добычи до производства мы хотим воспитать сильные кадры, а их сегодня крайне мало». 

Александр Шуматов подчеркнул, что НБАМР ставит в рамках сотрудничества прикладные задачи:компания рассчитывает на сотрудничество в области искусственного интеллекта. Помимо этого, она решает задачи по разработке оптимального пути поиска рыбы. Также они создают биотехнологические продукты, ищут способы повышения производительности и эффективности труда. Для этого компания и пришла в партнерство ДВФУ. Все технологии, разрабатываемые в ПИШ, НБАМР рассматривает для применения на производстве.



Андрей Келлер в ответ напомнил о ключевых задачах передовых инженерных школ. Среди них подготовка инженерных кадров с компетенциями, которые выходят за рамки формируемых в массовой подготовке специалиста. Также это генерация новых технологий и включение в разработку критически важных для страны технологий.  Он подчеркнул, что выпускники ПИШ станут инженерными кадрами новой формации. 

Ректор МИФИ Владимир Шевченко проанализировал участие вуза в ПИШ и рассказал, как он видит будущего выпускника проекта:

«Когда мы смотрим в модульную структуру проекта, мы видим такую диалектику: с одной стороны, индустриальный партнер, вкладывающий ресурсы в развитие инженерного образования, заинтересован в том, чтобы подготовленные специалисты шли работать к нему. Для любого HR-специалиста важно показать число людей, трудоустроенных по результатам этих вложений. С другой стороны, мы понимаем: чем лучше подготовлен специалист, тем выше его компетенции, тем больше у него самых разных навыков и тем он сильнее как профессионал. На такого специалиста выше потенциальная стоимость на рынке труда и есть риск, что им заинтересуются сотрудники других компаний. 

Эту диалектику надо учитывать и понимать, что наш проект не корпоративный, а федеральный. На него нельзя смотреть глазами кадровика: если человек не пошел работать в компанию федерального партнера, а пошёл строить свой бизнес, с точки зрения наших национальных интересов мы должны считать это успехом. Наши промышленные партнеры понимают, что вложение в человеческий капитал вернется к ним в той или иной форме. Этим и отличается наш проект от классического инженерного образования». 

Научный руководитель экспертно-аналитического центра НОП и член Общественного Совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов сформулировал роль и возможности передовых инженерных школ в трансформации вузов на Дальнем Востоке и в Арктике:

«В регионах пограничных и геостратегических, таких как Дальневосточный федеральный округ, вопрос квалифицированных кадров звучит гораздо острее. У нас есть проблемы с молодежью, которая хочет уехать куда-то, и мы привлекаем специалистов из других регионов. Программа ПИШ является прекрасной возможностью для вуза показать то, чем они сильны. Есть региональная власть, есть бизнес, они софинансирует проект и включается в поддержку, в этом и есть логика программы – новый качественный уровень диалога университета и бизнеса. И бизнес уже не только работодатель, он партнер на всех этапах, начиная с приемной кампании. Так мы получим инженеров новой формации». 

Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Север-запад» Марина Липецкая рассказала о векторах развития науки и технологий нужны в регионах, куда ПИШ могли бы направить свои усилия. Помимо этого, она выделила несколько задач для того, чтобы транслировать накопленные успешные практики подготовки инженерных кадров ПИШ в другие вузы, в том числе в вузы Дальнего Востока и Арктики:  

«Университеты – это стратегический объект для инвестиций и вложения усилий регионов. Те, кто хочет сыграть значимую роль в региональном развитии, должны соответствовать 3 группам задач. Первая – задача локализации технологических цепочек – это создание собственной базы не столько технологической, сколько производственной. Для вуза это значит не только сделать разработку по ТЗ заказчика, но и взять на себя несколько звеньев производственной цепочки. Вторая – битва за таланты. Регионы конкурируют между собой, они хотят удержать наиболее талантливых детей и рассчитывают, что к ним вернутся уже состоявшиеся специалисты. Битва за таланты происходит в контексте поколения Z. Это люди молодые, для них опыт важнее чем диплом. Для ПИШ в таком контексте важна магнетирующая функция, насколько они притягательны для молодежи. 

И третья – связь с реальным положением дел на рынке труда. Трудовой рынок сегодня – это рынок соискателя. Человек быстро меняет работу, за хорошего специалиста работодатели бьются. Меняется формат работы служб, связанных с трудоустройством. Раньше было важно трудоустроить выпускника по окончанию обучения. Это показывает, востребован ли он на рынке труда. Сегодня караван повернулся: ситуация сложная, вопрос для инженерных школ – какую кадровую проблему региона, отрасли или конкретной компании вы действительно решили. Так можно понять, какую роль та или иная инженерная школа будет играть при создании кадрового или трудового потенциала территории. Это сделает ПИШ остро актуальным и востребованным».

Генеральный директор ООО «АРНИКА» Людмила Текутьева рассказала, что для них как для ключевого партнера ПИШ ДВФУ важно при реализации проекта. Также она сформулировала, что делает компания для того, чтобы подготовка кадров в ПИШ отличалась от стандартного обучения в других вузах ДФО:

«Дальний Восток – это предпринимательский регион. Наша компания прошла большой путь, это был инжиниринг пищевых технологий и поставка компонентов. Группа компаний Арника сегодня – несколько компаний, мы работаем в мировом формате с фокусом на АТР последние 15 лет. При этом сотрудничество с вузами не прекращается. Треть наших сотрудников и большая часть наших партнеров являются преподавателями федерального университета. Наша кооперация специфическая: для нас важен инновационный проект с инженерным результатом и внедрением на производство. Наш ПИШ имеет хорошую собственную базу, мы используем базу научных и промышленных партнеров. Мы привлекаем в работу студентов и так мы их тоже обучаем. Мы набираем промышленных партнеров, и мы гордимся и ценим каждого. Все это позволяет сегодня вывести наши разработки на уровень страны и мировой уровень». 

В завершении беседы модератор сессии Андрей Келлер подчеркнул, что ПИШ сегодня является локомотивом для отработки технологий работы со студентами, абитуриентами и представителями бизнеса для решения различного спектра задач: от удовлетворения кадровой потребности до совместного ведения бизнеса. ПИШ – опытный полигон, на котором можно и нужно отработать технологии для последующей трансляции в университетскую практику. 

В настоящее время объявлен следующий конкурсный отбор на участие в проекте “Передовые инженерные школы”. Подача заявок завершится 13 октября. Таким образом, к 2024 году проект будет охватывать 40 инженерных школ. 

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» разработанный, Минобрнауки России на основе одной из 42 стратегических инициатив, является частью государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Сегодня он может стать одной их эффективных мер, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие дальневосточного и арктического макрорегионов.

Поиск