Мы поговорили с руководителем ПИШ «Электронное приборостроение и системы связи» им. А.В. Кобзева Антоном Лощиловым и представителем АО «НПФ «Микран» Егором Ильиным о том, какими уникальными компетенциями будут обладать выпускники ПИШ ТУСУРа, о прорывных разработках для радиоэлектронной и ракетно-космической отраслей экономики, а также о том, как Передовую инженерную школу поддерживают представители региональной власти.
Расскажите, каких специалистов подготавливаете? Какими уникальными компетенциями они будут обладать?
Наша Передовая инженерная школа нацелена на подготовку специалистов в области систем связи, микроэлектроники, приборостроения и телекоммуникационных технологий. Главная особенность — в подготовке проектных команд. Это позволит погрузить студентов в реальную проектную деятельность. Магистрантам предстоит сформировать команду, которая за два года должна пройти полный цикл — от идеи до MVP с подтверждённой бизнес-моделью и защищённой интеллектуальной собственностью. Промежуточные результаты каждые полгода будут оценивать экспертные комиссии, в состав которых будут входить представители индустриальных партнёров университета.
Подобная практико-ориентированная командная подготовка особенно важна по специальностям, которые легли в основу ПИШ ТУСУРа. Все они так или иначе связаны с разработкой аппаратных решений — от отдельных микросхем до приборов и программно-аппаратных комплексов. Решение таких задач практически невозможно в одиночку: требуется организация групповой командной работы с определённой системой разделения труда. Кроме того, процесс разработки таких продуктов, как правило, значительно длиннее и затратнее, чем, например, разработка программных продуктов. Прежде всего потому, что завязан на использование высокотехнологичной производственной инфраструктуры.
Мы совместно с промышленными партнёрами стремимся предоставить нашим студентам специальные возможности, обеспечивающие более быстрое включение в проектную деятельность. Погружаясь в реальные проекты, наши магистранты смогут по-настоящему осознать, каких знаний, компетенций им не хватает для решения стоящих перед ними задач. Инфраструктурная поддержка промышленных партнёров позволит значительно сократить время на получение первых практических результатов и их валидацию. Это открывает перед магистрантами ПИШ возможность получения образования, отвечающего индивидуальным и групповым запросам, ускоряет погружение в предметную область, позволяет интенсивнее развиваться как каждому студенту в отдельности, так и коллективу (команде проекта) в целом.
Какие прорывные разработки выполняются для радиоэлектронной и ракетно-космической отраслей экономики? В чем их уникальность?
В ядре Передовой инженерной школы — два комплексных проекта. Первый нацелен на создание технологий безопасного использования беспилотных авиационных систем (БАС) для решения различных прикладных задач — от мониторинга земной поверхности до доставки грузов. С учётом обширной территории нашей страны это достаточно нетривиальная задача, и, вероятно, использованием только наземной инфраструктуры её решить не удастся. Совместно с индустриальными партнёрами, среди которых АО «Решетнёв», АО «НПФ «Микран», ООО «Системы. Технологии. Коммуникации», мы работаем над созданием гибридных систем связи, мониторинга и сопровождения БПЛА, которые должны включать наземный, авиационный и космический сегменты. На сегодняшний день в рамках ПИШ разработан базовый эксплуатационный центр (центр управления полётами) в блок-контейнерном исполнении. Это ключевой элемент наземной инфраструктуры, который мы планируем разместить на университетском полигоне для отработки технологий БАС.
Еще одно решение, реализуемое нами в области беспилотной техники совместно с компанией «СТК», — автономный быстроразворачиваемый комплекс связи, мониторинга и телеметрии на базе беспилотных аэроплатформ. Он предназначен для оперативного развёртывания узлов связи, мониторинга, телеметрии в любом труднопроходимом месте, удалённом от зон покрытия сотовой или других видов связи. Комплекс может использоваться в том числе для обеспечения зоны покрытия для других беспилотников. До конца текущего года будет изготовлен опытный образец. В следующем году планируем установить его на нашем полигоне.
Второй комплексный проект связан с созданием отечественной электронной компонентной базы. Инфраструктурной площадкой для его реализации в настоящее время является НОЦ «Нанотехнологии» ТУСУРа и научно-производственная фирма «Микран». А в горизонте 2028–2030 гг. такой площадкой станет Центр микроэлектронных систем, создаваемый сейчас при университете.
Мы ставим перед собой амбициозную задачу — запустить массовую подготовку технологов микроэлектронных производств и дизайнеров монолитных интегральных схем. Это возможно сделать, применив при подготовке специалистов технологии Учебной микроэлектронной фабрики и технологии университетского MPW (multi-project wafer) изготовления микросхем.
Возможность реализации обоих подходов во многом определяется наличием библиотек проектирования (PDK), разработку и оптимизацию которых сейчас выполняет команда сотрудников университета и промышленного партнёра.
Первая версия библиотеки проектирования, описывающая технологию АО «НПФ «Микран», уже готова, и мы планируем на её основе запустить программу подготовки специалистов — «Быстрый старт в СВЧ-микроэлектронике». Образовательная программа будет включать обучение проектированию СВЧ МИС, выполнение обучающимся реальных проектов, изготовление разработанных микросхем на производственных площадках АО «НПФ «Микран», измерение характеристик полученных микросхем и валидацию результатов в Центре коллективного пользования ТУСУРа. Подобного образовательного продукта в нашей стране пока нет. Мы считаем, что запуск такой программы приведёт к существенному сокращению сроков, а также к повышению качества подготовки специалистов. Это позволит начать системно заполнять имеющийся дефицит кадров в области СВЧ-микроэлектроники.
Ваш проект «Разработка системы управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем и отработка базовых функциональных сервисов на её основе» является стратегически значимым для региона и страны в целом. Расскажите подробнее о результатах его реализации.
Я уже частично рассказал о нашей деятельности в этом направлении, говоря о комплексных проектах, которые вошли в ядро Передовой инженерной школы «Электронное приборостроение и системы связи». Кроме разработки базового эксплуатационного центра и быстроразворачиваемой системы связи, которые мы планируем разместить на полигоне отработки технологий БАС, мы выполняем разработку гибридного устройства мониторинга (бортового трекера) БПЛА, обеспечивающего непрерывное наблюдение, управление и контроль положения беспилотников, ведём работы по мониторингу лесной местности с использованием БПЛА для оценки качества древесины (таксации), а также в интересах ООО «Региональный оператор «Беспилотные системы» выполняем разработку цифровой платформы для организации его деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима в Томской области.
Какие запросы вы сейчас получаете от индустрии?
Запросы достаточно разнообразны — от подготовки специалистов для решения текущих производственных задач до формирования команд внедрения и управленческих кадров, позволяющих осваивать новые рыночные ниши и масштабировать производство. Отвечая на запрос партнёров в области опережающей подготовки кадров, мы создали инструмент, который позволяет формировать и развивать проектные команды, — биржу проектов. Предприятие, которое инициирует проект, определяет со своей стороны наставника команды и обеспечивает финансирование. Университет на паритетных условиях создает инструмент для сборки команды из обучающихся в ПИШ.
Недавно в Новосибирске проходила стратегическая сессия «Прототип образовательного и профессионального стандарта ПИШ», на которой вы рассказывали о своих успешных практиках по выстраиванию взаимодействия с индустриальными партнёрами. Могли бы поделиться этой информацией с читателями?
Мы считаем, что одно из базовых требований к выпускникам Передовых инженерных школ — практико-ориентированность результатов. По итогам обучения наши студенты должны получить реальный практический опыт разработки и тестирования бизнес-гипотезы. И как я уже отмечал, мы принципиальные сторонники того, что подготовка должна быть командной. При этом команда должна решать не выдуманную задачу, а реальную. Этим двум целям удовлетворяет формат, который мы у себя сейчас внедряем, — поступление на проект с определением проектной роли, запрос на образование, двухлетний цикл развития проекта и обучения в ПИШ, получение осязаемого результата на выходе. Это основные составляющие нашей модели в эксперименте по перезагрузке инженерного образования на базе ПИШ ТУСУРа.
Как проекты ПИШ «Электронное приборостроение и системы связи» поддерживают представители региональной власти?
Поддержку на самом высоком уровне получили наши инфраструктурные проекты, в том числе строительство Центра микроэлектронных систем, создание в регионе опытного полигона и оператора БАС. С точки зрения привлечения интереса к инженерным специальностям в нашей сфере мы понимаем, что работать необходимо не только в системе высшего образования. На региональном уровне был поддержан наш проект создания инженерных классов, направленных на углубленное практикоориентированное изучение физики, математики, информатики в школах. Сейчас мы прорабатываем формат работы и уже в ближайшее время планируем апробировать его на базе школ региона.
Коммерческий директор АО НПФ «Микран» Егор Ильин рассказал о том, как ПИШ «Электронное приборостроение и системы связи» способствует усилению отрасли:
Мы получили большой импульс к развитию. Задачи, которые сегодня ставятся перед отраслью, стимулирует нас не только к расширению текущих направлений нашей деятельности, но и к созданию новых. И для этого необходимы кадры.
В этом направлении мы давно и успешно сотрудничаем с томскими вузами, в первую очередь с ТУСУРом. Но большие вызовы требуют новых форматов работы. ПИШ — это один из таких форматов, в рамках которого мы эволюционно пересматриваем наше взаимодействие.
Если раньше сотрудничество предусматривало прежде всего трудоустройство к нам выпускников и заказ разработок сотрудникам ТУСУРа, то сейчас мы можем делегировать проектным группам студентов решение ряда практических задач, которые стоят перед предприятием. Для этого нам необходимо со своей стороны выделить одного-двух сотрудников, которые будут мониторить состояние проекта, помогать, обеспечивать связь с производителем, но при этом студенты, которые войдут в команду проекта, будут решать конкретные практические задачи в более автономном режиме. Это значительно снижает нагрузку на наших инженеров и одновременно учит самостоятельности проектную команду.
Приведу несколько примеров. «Микран» выпускает большую линейку измерительной техники. Её особенность с одной стороны — в универсальности, с другой — в необходимости доработки, докрутки прибора для решения задачи по измерениям конкретного устройства. Мы, понимая с какими задачами сталкиваются наши заказчики, с помощью студентов ПИШ можем им предоставлять более адресные решения, которые помимо нашего стандартного прибора будут дополнены приставками, позволяющими выполнять конкретные измерения более точно и корректно. У нас есть проект по созданию на базе нашего стандартного векторного анализатора цепи законченного решения для измерения параметров диэлектрической проницаемости. Такие устройства востребованы разработчиками печатных плат, компаниями, которые заинтересованы в системах неразрушающего контроля. Благодаря совместной работе с ПИШ мы выводим на рынок узкоспециализированное востребованное решение.
Второй проект связан с телекоммуникационным оборудованием. Мы работаем над созданием мощных базовых станций. Но на рынке востребованы также устройства, способные точечно обеспечивать покрытие в зданиях, местах массового скопления людей (ТЦ, аэропортах и т.д.), улучшая качество и скорость передачи данных. Их разработку мы планируем сделать совместно с проектной командой ПИШ ТУСУРа. Это позволит расширить линейку нашей продукции малыми базовыми станциями.
Большое значение для нас имеет проект в области микроэлектроники. Мы с ТУСУРом плотно взаимодействуем по созданию инструментов проектирования микросхем. В рамках ПИШ мы можем дать возможность студентам получить опыт создания микросхем MPW — формат, который подразумевает, что каждый студент, пройдя обучение по программе, сможет спроектировать микросхему, а мы обеспечим её производство на базе технологии «Микрана». Это позволит ребятам создавать собственную микроэлектронику и применять в своих изделиях. Такая практика в своё время была распространена в Европе и Юго-Восточной Азии и дала большой практический результат.