Вячеслав Вавилов: «Нужно идти не путём реинжиниринга, а путём создания новых конкурентных решений, новых идей»

Мы поговорили с руководителем Передовой инженерной школы УУНиТ «Моторы будущего» Вячеславом Вавиловым об основных задачах ПИШ, о выбранной стратегии для их решения, а также о пути к независимости от иностранных поставщиков в области авиационной промышленности. 

Расскажите об основных задачах Передовой инженерной школы «Моторы будущего».  

Что касается основных задач по подготовке кадров — это создание новых системных инженеров, способных создавать, разрабатывать, производить, эксплуатировать, продвигать и продавать уникальные высокотехнологичные продукты для авиационной, ракетной и транспортной отраслей. В направлении науки и технологий — это достижение удельной мощности электрических машин 15–20 кВт/кг к 2027 году, превышение технических характеристик мировых аналогов не менее чем на 7–9%, формирование критических технологий, способных к 2030 году обеспечить достижение 50 кВт/кг, создание технологий, объектов и инфраструктуры для внедрения в жизнь таких электрических машин. В части промышленности — формирование новой парадигмы проектирования, создание новых стандартов, серийный выпуск на рынок продуктов на базе ПИШ (электрических машин, сервоприводов, блоков управления для них и т.д.) от пяти типов продуктов (100 штук) в 2023 году до 60 типов к 2030 году. 

Какую стратегию вы выбрали для решения этих задач?  

Наша стратегия заключается в том, что мы создаём уникальные продукты. Мы проходим весь путь — от идеи до её реализации. Также мы готовим инженерные кадры, способные модернизировать и эксплуатировать эти продукты. Для нас важно создать среду, в которой фронтирные научные знания перейдут в разработку, производство и образование.

Что сейчас в интересах индустриальных партнёров разрабатывается на площадке ПИШ? 

Сейчас в нашем портфеле более 30 проектов для авиационной и транспортной промышленности с разработкой РКД, изготовлением опытных образцов и присвоением литеры «О» изделиям, что даёт возможность испытаний в составе объекта и дальнейшего внедрения в серию.

Мы разрабатываем генераторы и стартер-генераторы для наземных и летательных объектов с характеристиками, превышающими продукцию зарубежных конкурентов, электроприводы и электродвигатели. Производим методологию расчёта и коммерческие обоснования для серийного производства электрических машин.

Какое значение эти разработки имеют для отрасли и когда будут в неё интегрированы? 

Создание подобных электрических машин, разработкой которых мы занимаемся, обеспечивает масштабное развитие авиационной и транспортной отрасли РФ. Процесс интеграции идёт уже сейчас, наши изделия уже используются на ряде объектов.

Сейчас приоритетным является применение продукции отечественного производства. Возможно ли быть полностью независимыми от иностранных поставщиков в области авиационной промышленности? Как ПИШ «Моторы будущего» может помочь в достижении этой независимости?

В ходе работ по импортозамещению по самолёту SSJ-New (импортозамещение асинхронных электродвигателей для систем этого самолёта) ведутся работы по импортозамещению электрогидроусилителя руля. Также планируются работы по импортозамещению импортных сервоприводов для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов.

Что касается независимости от иностранных поставщиков в области авиационной промышленности, её можно достичь, но для этого требуется время, а также финансовые, кадровые и производственные ресурсы. Здесь нужно идти не путём реинжиниринга, а путём создания новых конкурентных решений, новых идей, которые определяют авиационную отрасль будущего. 

Проводят ли сотрудники ПИШ «Моторы будущего» работу по популяризации в молодёжной среде инженерно-технического образования? Если проводят, какие действия включает такая работа? 

Да, мы проводим такие мероприятия. Например, это проблемные лекции, организация олимпиад, конкурсов, интенсивов для школьников и молодёжи. Наши сотрудники выступают руководителями школьного проекта «Шустрик». Кроме того, мы издаём научно-популярный журнал «Электромеханика 360», который в доступной форме рассказывает обо всех самых передовых достижениях инженерии будущего.

Мы увидели хороший результат нашей деятельности в 2023 году, когда впервые самостоятельно проводили приёмную кампанию. На наши направления бакалавриата и специалитета пришли мотивированные абитуриенты с высокими балами ЕГЭ, от 220 до 270, таких у нас процентов 90% от общего количества бюджетных мест ПИШ.

На каких предприятиях проходят практику ваши студенты?

Это такие предприятия, как АО «ОДК», АО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «КАМАЗ», ООО «БГК», ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и другие. Здесь у нас очень широкая география. Мы стремимся к тому, чтобы наши студенты овладели максимальными компетенциями на лучших предприятиях нашей страны.

Поиск