Гузель Капитонова: «Необходимо выявлять молодых специалистов, готовых создавать новые решения, продукцию, технологии на стыке наук»

Мы поговорили с директором Передовой инженерной школы Казанского федерального университета Гузелью Капитоновой и представителем ПАО «КАМАЗ» Олегом Афанасьевым о результатах встреч со школьниками, о перспективах инженерно-технического образования, а также о последних совместных разработках ПИШ «Кибер Авто Тех» и ПАО «КАМАЗ».

Расскажите об особенностях инженерной школы «Кибер Авто Тех». В чем её преимущество и уникальность?

Уникальность школы в том, что она создана на базе филиала КФУ в Набережных Челнах в непосредственной близости от индустриального партнёра — ПАО «КАМАЗ».

«Кибер Авто Тех» — это университет нового формата, который готовит высококвалифицированных инженеров совместно с индустриальным партнёром. Студенты обучаются по самым востребованным на сегодняшний день направлениям — «Электромобили», «Водородные технологии в транспорте» и «Беспилотные транспортные средства». В школе доминируют производственные формы обучения, где освоение будущей профессии происходит на практике. Студенты решают реальные задачи индустриального партнёра совместно с инженером-наставником. У студентов помимо учебных практик имеются стажировки и вне рамок образовательного процесса — в высокотехнологичных предприятиях страны. А обучаются студенты в новых образовательных пространствах на современном оборудовании.

Какие основные задачи решает Передовая инженерная школа КФУ?

Главными целями ПИШ КФУ является создание нового типа инженерной подготовки, а также осуществление прорывных разработок и исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития страны в партнёрстве с высокотехнологичными компаниями: производство автономных (беспилотных) транспортных средств нового поколения, изготовление компонентов для двигателей на неуглеродном топливе, цифровое моделирование и управление производственными системами.

Для достижения поставленных целей мы решаем такие задачи, как разработка и реализация перспективных образовательных программ опережающей подготовки специалистов в партнёрстве с ведущими научно-образовательными центрами страны, а также разработка и создание импортозамещающих и критически важных для развития отечественных транспортных систем технологий и продуктов.

Немаловажным является популяризация в молодёжной среде инженерно-технического образования и создание системы непрерывного кадрового обеспечения ПИШ в части научно-педагогических работников и управленческой команды.

Что сейчас вы разрабатываете на площадке ПИШ? Какое значение эти разработки имеют для отрасли?

Сейчас мы ведём научные исследования по теме «Разработка системы контроля движения беспилотных высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в беспилотном логистическом коридоре М-11 «Нева»». Его целью является планирование и контроль движения ВАТС для выполнения заявок грузоперевозчиков. Указанные цели достигаются путем применения в интеллектуальной системе управления ВАТС современных методов и средств искусственного интеллекта, включая онтологии и мультиагентные технологии, для автоматизации процессов выработки, согласования, принятия и контроля исполнения решений по реализации заказов на перевозку грузов.

Ведется научная работа по теме «Исследования в области повышения эффективности батареи водородных топливных элементов». Её целью является обзор и разработка методов синтеза и исследования каталитических систем, методов изготовления и испытания мембранно-электродного блока (МЭБ). Конечным результатом проекта должны явиться методы повышения эффективности отдельных компонентов МЭБ и всего топливного элемента в целом, снижение стоимости изготовления МЭБ.

Также ведётся научно-исследовательская работа «Разработка методологий оптимизации систем выпуска и нейтрализации отработавших газов, повышения эффективности и снижения выбросов CO2 двигателей и автомобилей с целью достижения требований перспективных экологических классов». Цель работы — разработка направлений дальнейших исследований по оптимизации ДВС с достижением требований перспективных экологических классов автомобилей, выпускаемых ПАО «КАМАЗ» и работающих на их основе. Анализ проводится по основным параметрам рабочего процесса двигателей, скоростным режимам работы и формированию внешней скоростной характеристики, особенностям конструкции основных элементов.

Ваш основной партнёр — ПАО «КАМАЗ». Расскажите подробнее о совместных проектах. Какой сейчас основной запрос от компании?

В рамках ПИШ предприятие получит квалифицированные кадры, увлечённые инженерными задачами. Все направления подготовки специалистов, реализуемые школой, полностью соответствуют потребностям ПАО «КАМАЗ» на ближайшие 5–10 лет. Также за счет софинансирования создается инфраструктура для исследований в области инженерии и проведения практических занятий студентов.

Мы реализуем три основных направления инженерной подготовки. Первое — это беспилотные транспортные средства. Разработка автомобилей требует большого объёма работ по программированию, по изучению методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Для этого совместно с индустриальным партнёром создаются четыре новые лаборатории.

В части второго направления «Водородные технологии в транспорте» ПАО «КАМАЗ» совместно с ПИШ КФУ занимается разработкой экологического транспорта нового поколения. На предприятии уже разрабатывают и реализуют водородные автобусы и автомобили на водородном топливе, на топливных элементах. В разработках участвуют научные работники и студенты ПИШ КФУ.

По третьему направлению ведутся научно-исследовательские проекты в области аддитивных технологий по разработке новых материалов для автокомпонентов и технологии их производства.

Мы знаем, что вы проводите встречи со школьниками, на которых рассказываете о возможностях инженерной школы. Проявляют ли школьники интерес к инженерному образованию?

Встречи со школьниками показали, что наибольший интерес вызывает новый формат получения высшего образования, новые образовательные пространства и оборудование, возможность освоения будущей профессии на практике и взаимодействие с действующими специалистами из высокотехнологичных предприятий, а также возможность зарабатывать, занимаясь научно-исследовательской деятельностью на базе ПИШ. Это достигается путём интеграции ПИШ с другим федеральным проектом по созданию стартап-студии для формирования совместно с ПАО «КАМАЗ» полноценной среды для поддержки и продвижения инициатив студентов.

Некоторых школьников привлекает возможность получить столичное качество образования в родном городе и, не уезжая в другой, получить знания от лучших преподавателей страны.

Какие действия стоит предпринять, на ваш взгляд, чтобы заинтересовать молодёжь инженерно-техническим образованием?

В первую очередь — хорошо оплачиваемую и перспективную карьеру. Как следствие, через небольшой промежуток времени положительного отбора в крупных научно-образовательных центрах появится достаточно сильная когорта молодых инженеров. И с каждой последующей итерацией качество и количество таких специалистов будут расти.

Необходимо выявлять молодых специалистов, готовых работать не традиционными линейными инженерами, а создавать новые решения, продукцию, технологии на стыке наук. Значимым является не только специальная, но и базовая, фундаментальная подготовка для инженеров, способных решать подобные задачи. Также крайне важно отслеживать карьерные траектории выпускников: их успех в профессии и карьере — это главная мотивация и реклама для привлечения талантливых ребят в технические вузы и в инженерную профессию.

Кроме этого, выпускник-инженер должен быть креативным и коммуникабельным, иметь критическое мышление, уметь работать в команде. Как раз ПИШ помогает развивать эти компетенции у будущих специалистов.

Я считаю, что немаловажную роль играет тесное сотрудничество индустрии с университетами. Навыки, которые дают студентам в рамках образовательных программ, лучше приобретать в партнёрстве с реальными индустриальными партнёрами. Сегодня отрасли ищут правильные формы взаимодействия с университетами. В таком сотрудничестве будет получен правильный результат и для университета, и для промышленности.

 

Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подчеркнул существующую проблему нехватки высококвалифицированных кадров в машиностроительной отрасли и рассказал о том, как ПИШ может способствовать усилению отрасли.

Оказываете ли вы кадровую помощь ПИШ КФУ?

«Кибер Авто Тех» отбирает лучших студентов, обучает их, привлекая специалистов со стороны ПАО «КАМАЗ», работающих по фронтирным направлениям школы. У нас есть молодые преподаватели-практики, которые уже принимают активное участие в деятельности Передовой инженерной школы.

Во многих отраслях существуют проблемы, связанные с дефицитом кадров и низким уровнем квалификации сотрудников. Что можно сказать о машиностроительной отрасли? Как ПИШ может способствовать усилению отрасли?

На сегодняшний день проблема нехватки высококвалифицированных кадров — одна из наиболее актуальных в машиностроительной отрасли. Сейчас начался тот период, когда квалифицированные специалисты постепенно уходят на пенсию или вынуждены покидать предприятия по состоянию здоровья в условиях отсутствия достойной замены, так как престиж работы на производстве среди молодёжи очень низкий, хотя предприятия готовы обеспечить достойную заработную плату и условия труда. В связи с этим создаётся острый дефицит инженеров, которые обладают необходимыми компетенциями для выполнения задач, поставленных перед нашими высокотехнологичными предприятиями.

Для решения данной проблемы в рамках ПИШ реализуются направления подготовки специалистов, которые полностью соответствуют потребностям ПАО «КАМАЗ». Благодаря этому наше предприятие получит квалифицированные кадры, увлечённые инженерными задачами. Это достигается путем вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, а также решением реальных задач индустриального партнёра, которые погружают обучающегося в производственные процессы уже в моменте обучения. Немаловажным является то, что студенты направляются на практику по специальности в конкретные подразделения Научно-технического центра КАМАЗа, где применяют полученные теоретические знания на практике.

Возможно ли за счёт ПИШ приостановить отток кадров из региона?

Проблема оттока молодых кадров в крупные города страны является одной из наиболее острых для нашего региона. ПИШ «Кибер Авто Тех» расположена в непосредственной близости с производством ПАО «КАМАЗ» и решает его реальные задачи — это помогает удерживать талантливых ребят в Набережных Челнах. Мы со своей стороны создаем условия для работы и формируем запрос на специалистов путем постановки конкретных актуальных задач. Наша цель — создать в Набережных Челнах школу подготовки инженерных кадров в области автомобилестроения, куда будет стекаться молодёжь со всей страны.

Поиск