Юрий Петреня: «Мы создаём не просто школу, мы строим целую экосистему»

Мы поговорили с руководителем «Передовой инженерной школы гибридных технологий в станкостроении Союзного государства» Юрием Петреней о результатах, достигнутых за год, о том, как ПИШ ПсковГУ может изменить социально-экономическую ситуацию в регионе, а также о планах по заключению новых соглашений с партнёрами.

Расскажите об основных направлениях школы. Каких специалистов вы готовите в ПИШ ПсковГУ?

Цель ПИШ Союзного государства, созданной на базе ПсковГУ совместно с Белорусским национальным техническим университетом, — подготовка межотраслевого инженера-2035, способного обеспечить условия выхода станкостроения Союзного государства на высокий конкурентоспособный уровень.

Основные направления подготовки бакалавров — информатика и вычислительная техника, информационные системы и технологии, электроэнергетика и электротехника, конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств. С сентября 2023 года открывается набор на новые профили подготовки (все программы сетевые): высокоэнергетические технологии обработки деталей, инновационные технологии в машиностроении, искусственный интеллект, робототехника, сенсорика.

Одна из задач школы — создание наукоёмких и высокотехнологичных интеллектуальных мехатронных и роботизированных систем. Расскажите об этом направлении подробнее, в чём его значимость и какие работы ведутся в этой области?

Практически все станки с ЧПУ, производимые на сегодняшний день в Союзном государстве, оборудованы импортными электроприводами и системами управления. Это делает станкостроение чрезвычайно уязвимым. Поэтому создание наукоёмких и высокотехнологичных интеллектуальных мехатронных и роботизированных систем является приоритетной задачей нашей Передовой инженерной школы. Сейчас в ПИШ реализуется научный проект «Интеллектуальные производственные технологии и роботизированные системы», направленный на создание наукоёмких высокотехнологичных приводов мехатронных и роботизированных систем для цифрового производства в рамках импортозамещения. Проект осуществляется в кооперации с индустриальными партнёрами Российской Федерации и Республики Беларусь («Владимирский станкостроительный завод», «СтанкоГомель», «Рухсервомотор»).

На базе инженерной школы создан Научно-образовательный центр перспективных систем электроприводов. Мы уже проводим НИОКР, позволяющие сформировать типоразмерный ряд отечественных приводов для станков с ЧПУ токарной и фрезерной групп. Также ведём работы по инвентаризации и реинжинирингу соответствующих узлов указанного оборудования. Следующий этап — создание методики расчёта инновационных приводов для станков с ЧПУ и роботизированных систем, разработка высокоэффективных систем программного управления электроприводов, повышение эксплуатационных характеристик разрабатываемых приводов за счёт применения технологий повышения надёжности, изготовление конструкторской документации и опытных образцов для проведения натурных испытаний, разработка технологической документации.

Расскажите о ключевых результатах, достигнутых за год участия в проекте. Возможно, есть уже какие-то конкретные разработки.

Исследователи школы вместе с аспирантами вуза разработали технологию лазерного термического упрочнения. Её уже используют при обработке деталей на производствах Белорусского автомобильного завода (БЕЛАЗ) и ООО «Рухсервомотор».

Сейчас в Передовой инженерной школе разрабатываются системы электроприводов для станков, цифровые двойники станочных процессов, технологии газотермической обработки и лазерной наплавки.

Как «Передовая инженерная школа гибридных технологий в станкостроении Союзного государства» может изменить социально-экономическую ситуацию в регионе?

Мы создаём не просто школу, мы строим целую экосистему. В отремонтированном и оборудованном кампусе созданы научно-производственный цех и учебный цех, где студенты учатся, занимаются наукой и исследованиями. На территории всех корпусов кампуса созданы и ещё будут создаваться специальные пространства для самообразования и творчества студентов: это цифровая инжиниринговая библиотека, студенческий фаблаб, цифровое музейное пространство и коворкинг-зоны, а вскоре будет создан целый инженерный парк.

В перспективе мы бы хотели создать российско-белорусское предприятие по производству гибридных станков. Предприятие даст новые рабочие места и поможет решить проблему оттока молодёжи из региона. Появление промышленного предприятия может способствовать экономическому росту, улучшению уровня жизни и развитию региона в целом.

Многие ваши индустриальные партнёры — белорусские компании. Как в этом случае организована практика для ваших студентов?

На сегодняшний день большая часть студентов проходят практику на территории предприятий Псковской области, однако мы не видим сложностей и границ для прохождения практики на белорусских предприятиях — в этом отношении в рамках Союзного государства нет никаких юридических и иных препятствий. Учитывая огромные расстояния между муниципальными образованиями в Псковской области (основной партнёр ЗАО «ЗЭТО» находится в городе Великие Луки, а это 275 км от Пскова), доехать до городов Республики Беларусь не составляет сложности. Индустриальные партнёры активно участвуют в создании образовательных программ для студентов школы. Уже разработано девять программ, в создании некоторых из них принимали участие специалисты Завода электротехнического оборудования. До 2030 года планируется внедрить еще 10 новых программ, в их разработке принимают участие представители ООО «Рухсервомотор», ОАО «СтанкоГомель», ООО «СИТЕК РУС», ЧПУП «Амкодор-Радиан» и другие.

Есть ли на ближайшее время планы по заключению новых соглашений с партнёрами в рамках ПИШ? Расскажите об этом подробнее.

Да, конечно, сейчас мы активно работаем над коммерциализацией продуктов нашей ПИШ. При первых контактах интерес к технологиям и продуктам, которые получены в результате наших исследований, проявили более 100 российских и белорусских компаний. Мы уверены, что к началу 2024 года мы выйдем на ряд новых соглашений о сотрудничестве и выполнении НИОКР.

Поиск