Валентина Овчинникова: «Одно из ключевых свойств ПИШ — систематизация знаний и компетенций, их перенос в реальную сферу»

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» создан в 2022 году по инициативе Минобрнауки России и реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Цель проекта — обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости.

Мы поговорили с руководителем Уральской передовой инженерной школы Валентиной Овчинниковой и узнали, как решается эта задача в ПИШ УрФУ.

Как ПИШ будет способствовать улучшению состояния отраслей машиностроения и металлургии?

Влияние Уральской передовой инженерной школы на развитие металлургической и машиностроительной отраслей промышленности мы связываем с намеченным в программе развития школы и уже реализуемым взаимодействием с нашими индустриальными партнерами. Основное отличие нынешнего партнерства — высокий уровнь заинтересованности представителей предприятий в развитии ПИШ.

Хотелось бы выделить три основных направления деятельности школы, которые должны оказать положительное влияние на развитие предприятий-партнеров.

Прежде всего, это подготовка кадров нового качества по таким направлениям, как машиностроение, энергетическое машиностроение, металлургия, электротехника и электроэнергетика, управление в технических системах; нацеленность на соответствие компетенций выпускника ПИШ запросам индустриальных партнеров.

Второе направление деятельности школы состоит в выполнении поставленных задач НИОКТР. К наиболее значимым проектам текущего этапа можно отнести: цифровое проектирование и проведение виртуальных испытаний линейки энергоэффективных дизельных и газовых двигателей для автотранспорта класса ЕВРО 7 (V12, V16, V8, P6), проведение исследований в области построения прогнозных математических моделей оценки состояний сталей при водородной коррозии и создания технологий и их цифровых моделей получения новых материалов и сплавов, работающих в водородной среде с заданным критерием устойчивости, создание цифровых моделей и проведение виртуальных испытаний твердотопливных энергоблоков высокой топливной эффективности с разработкой расчетной модели оксерадиальной турбины нового поколения, разработка математической модели авиационного газотурбинного двигателя малой тяги, создание математических цифровых моделей расчета параметров установившихся электрических режимов в системах электроснабжения металлургических предприятий и предварительный анализ режимов, создание цифровых моделей анализа технологических процессов изготовления металлургического проката с целью сокращения брака. Большинство этих работ связаны с фронтирной задачей школы – цифровой трансформацией промышленных предприятий. В Уральской ПИШ уже открыты и оснащены научно-исследовательские лаборатории в составе учебно-научных центров школы: Лаборатория цифрового моделирования и анализа данных, Лаборатория прототипирования, Лаборатория цифровых методов анализа технологических процессов. Основной акцент в оснащении лабораторий был сделан в части внедрения российского инженерного программного обеспечения, с применением которого можно решать задачи цифрового моделирования процессов и объектов, а также стендов поверки и настройки модулей систем управления оборудования. Для усиления развития научно-исследовательской деятельности школы установлены прямые контакты с R&D центрами предприятий, на базе которых планируется часть научных разработок.

Учебно-научные центры школы реализуют и третье направление полезного взаимодействия с предприятиями-партнерами — накопление, систематизацию и донесение до специалистов предприятий передовых технических и научных знаний. Эта информация, проверенная и верифицированная на опыте, составляет основу различных форм повышения профессиональной квалификации специалистов предприятий партнеров и способствует их опережающему развитию.

Создаются ли междисциплинарные команды в рамках передовой инженерной школы?

Одно из ключевых свойств ПИШ — систематизация знаний и компетенций, их перенос в реальную сферу. Эту задачу можно решить за счет подготовки продуктовых команд, которые объединяются уже на этапе обучения, когда работают над реальными проектами под заказы компаний. В нашей инженерной школе мы даем широкую инженерную подготовку, включающую цифровые компетенции, практику системной инженерии и развитие «мягких» навыков (коммуникабельность, работа в группе, ответственность за результат), что помогает объединиться студентам в такие команды.

Как на предприятиях-партнерах организована практика и стажировки для ваших студентов?

В осеннем семестре 2022 учебного года стажировку проходили 8 магистрантов Уральской ПИШ. Конкурсный отбор проводился на основании портфолио и рекомендаций преподавателей ПИШ. В состав конкурсной комиссии входили представители компаний-партнеров и руководители образовательных программ ПИШ.

Акценты в выборе тематики стажировок были сделаны на актуальные для предприятий цифровые технологии.

Так, стажирующимся в Центре инновационного развития СТМ, предложили следующие темы: овладение программными продуктами для создания цифровых моделей производственных процессов этапов жизненного цикла изделий; работа с массивами данных, ревизии файлов баз данных относящихся к производству маневровых тепловозов с электрической передачей различных модификаций (ТЭМ 9,10).

Результаты стажировки студенты представили на конференции, комиссия рассмотрела отчеты и отзывы наставников. Отмечена хорошая подготовка студентов ПИШ, многие получили предложения продолжить работу в компании. 


Главный конструктор-технический директор АО «Уральский турбинный завод» Тарас Шибаев рассказал о кадровых проблемах в сфере российской промышленности, о важности ПИШ в решении этого вопроса, а также о том, какое участие принимают сотрудники предприятия в разработке программы.

Известно, что в промышленности России существует кадровая проблема. Сталкивались ли вы с дефицитом высококвалифицированных кадров? 

На сегодняшний день проблема нехватки высококвалифицированных кадров на Уральском турбинном заводе, как и в целом в российской промышленности, — одна из наиболее актуальных. Сейчас мы вступили в тот период, когда поколение квалифицированных специалистов активно уходят на пенсию или вынуждены покидать предприятия по состоянию здоровья, а достойной замены нет, так как престиж работы на заводах очень низкий, хотя предприятия готовы платить достойную заработную плату. На заводе не хватает инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, специалистов, которые обладают необходимыми компетенциями для выполнения поставленных задач перед нашим заводом. 

Может ли изменить ситуацию Уральская передовая инженерная школа? 

Я считаю, что Передовая инженерная школа может изменить ситуацию в части подготовки элитных инженерных кадров на основе многоплановой интеграции образовательного и научно-инновационного процессов.

Концепция ПИШ предполагает непрерывные стажировки студентов на предприятиях-партнерах вуза. Расскажите, как организована практика для студентов у вас.  

По вопросам прохождения практики мы тесно взаимодействуем с университетом, студенты на основании договора устраиваются на завод, закрепляются за квалифицированным сотрудником-наставником, который помогает им освоить программу практической подготовки, знакомят с нашим производством и задачами. Этот способ позволяет студентам плавно входить в профессию, изучать наше производство и понять правильность выбора жизненного пути.

Участвуют ли сотрудники АО «Уральский турбинный завод» в разработке образовательной программы ПИШ? Если участвует, что учитывается при составлении программы?

Стратегическая кадровая политика — одна из ключевых задач предприятия, поэтому сотрудники завода активно участвует в разработке образовательной программы ПИШ. Мы ставим серьезные задачи перед собой и перед ПИШ по подготовке необходимых специалистов инновационных инженерных решений для прорывных разработок, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню.

Поиск