Уфимские ученые разрабатывают компоненты для электросамолетов

Специалисты Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ) разрабатывают криомедные и криоалюминиевые электрические машины. Это низкотемпературное оборудование, которое является одной из составляющих летательных аппаратов, полностью работающих на электроэнергии. Разработка студентов ПИШ УУНиТ «Моторы будущего» превосходит аналоги по устойчивости к потере охлаждения, обладает меньшей стоимостью и проще в изготовлении. По словам ученых, в перспективе такие машины будут применяться для создания полностью электрических самолетов.

Сегодня основной задачей авиастроения является повышение топливной эффективности и экологичности летательных аппаратов, для этого ученые Уфимского университета создают полностью электрический самолет, в котором все системы, в том числе маршевые двигатели, будут электрифицированы. Использование криомашин на летательных аппаратах способствует повышению этого свойства.

Криоэлектроника — это традиционные электронные блоки, которые охлаждаются за счет жидкостных систем со специальным веществом. Это позволяет улучшить теплоотвод от силовых полупроводниковых ключей, что в свою очередь увеличивает мощность электронных блоков и аппарата в целом.

«Коллектив молодых исследователей ПИШ «Моторы будущего» давно и успешно участвует в амбициозном проекте по созданию полностью электрического самолета. Наши талантливые, увлеченные ребята постоянно генерируют новаторские по смыслу и исполнению идеи. Одно из таких инновационных решений — создание криоэлектрических машин — открывает перспективы для высокоэффективных летательных аппаратов нового поколения с высокой топливной эффективностью, энерговооруженностью и экологичностью», — комментирует и. о. ректора УУНиТ Вадим Захаров.

Научно-исследовательски коллективом Передовых инженерных школ «Моторы будущего» Уфимского университета были изготовлены, а затем испытаны макеты криомедных и криоалюминиевых электрических машин. Результаты сравнительных испытаний показали, что криомашины обладают способностью длительно работать в перегрузочном режиме, а это позволяет обеспечивать работу летательных аппаратов на форсажных режимах.

Плотность тока в криоэлектрических машинах сопоставима с плотностью тока в электрических машинах с высокотемпературными сверхпроводниками, что позволяет увеличить мощность электрических машин минимум в два раза. При этом криоэлектрические машины, в отличие от сверхпроводниковых, устойчивы к потере охлаждения, могут продолжать работу на протяжении до 10 минут, обладают меньшей стоимостью и проще в изготовлении. Удельная мощность криоэлектрических машин находится выше существующих лучших мировых образцов электрических машин.

Поиск