ПИШ представляют первые итоги работы

Стартовал заключительный день заседания Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития Передовых инженерных школ (ПИШ). Представители Минобрнауки России, высокотехнологичных компаний, эксперты в области науки и образования рассмотрят отчеты 14-ти Школ. 10 февраля свои достижения представили 16 участников проекта.

В ходе прямой текстовой трансляции руководители передовых инженерных школ и крупных компаний рассказывают о новых форматах подготовки кадров, создании образовательных пространств, разработке и запуске перспективных технологий.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ им. Р.Е. Алексеева)

Руководитель Передовой инженерной школы атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии НГТУ им. Р.Е. Алексеева Антон Тумасов рассказал о стремлении Школы стать отраслевым и территориальным лидером в подготовке высококвалифицированных кадров и проведении научно-исследовательских, проектных и технологических работ.

«Целью ПИШ НГТУ им. Р.Е. Алексеева является создание уникальной модели инженерной подготовки кадров для ГК “Росатом” с нулевым периодом адаптации на предприятии и формирование новых линеек высокотехнологичных продуктов для атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии. Особенностью нашей ПИШ является подготовка инженеров-исследователей, ориентированных на новые вызовы атомно-водородной энергетики. ПИШ обучает тем компетенциям, которые будут востребованы через 5-7 и более лет. Выполняя вместе с партнерами перспективные НИОКР, ПИШ формирует те знания, которыми должны обладать “инженеры завтрашнего дня”, трансформирует новые знания в новые образовательные программы. Основой образовательной деятельности ПИШ являются результаты НИОКР и участие в создании технологий по новым реакторным установкам, цифровым системам, новым материалам, кибербезопасности, а также лазерным системам, не имеющим аналогов в мире», – отметил Антон Тумасов.

АО «ОКБМ Африкантов» – стратегический партнер ПИШ НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Ученые НГТУ им. Р.Е. Алексеева в рамках реализации проекта ПИШ в интересах АО «ОКБМ Африкантов» уже сейчас выполняют исследования по нескольким актуальным тематикам: обоснование экспериментальных исследований теплогидравлических характеристик элементов высокотемпературного газаохлаждаемого реактора; экспериментальные исследования термоусталостной прочности коррозионностойкой аустенитной стали. 

«В рамках ПИШ НГТУ идет работа в области создания новых реакторных установок пятого поколения. В университете будут организованы научно-технологические лаборатории, построены стенды для проведения учебных исследований. Все это находится в периметре интересов АО “ОКБМ Африкантов” и неразрывно связанно с программой развития нашего опытно-конструкторского бюро.

Наша организация давно взаимодействует с НГТУ. Опыт сотрудничества исключительно положительный и успешный. Проект ПИШ открывает перед нами новые горизонты развития, связанные с реализацией атомно-водородной тематики. В настоящее время АО “ОКБМ Африкантов” имеет большую потребность в специалистах, которые необходимы для воплощения всех инженерных идей в части получения большого объема дешевого и чистого водорода с использованием высокотемпературного газового реактора. Эффективная работа ПИШ позволит решить эту проблему, поэтому АО “ОКБМ Африкантов” не только поддерживает проект, но и принимает в нем самое активное участие», – рассказал первый заместитель Генерального директора – Генерального конструктора АО «ОКБМ Африкантов», научный руководитель ПИШ НГТУ им. Р.Е. Алексеева Виталий Петрунин.

Кратко об итогах:

ПИШ НГТУ им. Р.Е. Алексеева – это модель фронтирного образования, ориентированная на удовлетворение потребностей ГК «Росатом». В рамках проекта создаются новые программы магистратуры для опережающей подготовки кадров по заказу высокотехнологичных предприятий-партнеров по следующим актуальным направлениям:

  • Высокотемпературные газовые ядерные реакторные установки;

  • Ядерное топливо и основное оборудование высокотемпературных газовых реакторов;

  • Материалы для высокотемпературных ядерных реакторов;

  • Цифровые технологии управления технологическими процессами атомных станций нового поколения;

  • Кибербезопасность электроэнергетических систем атомных станций;

  • Техника и технологии водородной энергетики;

  • Автономные электрогенерирующие комплексы на основе водорода;

  • Энергетические установки на водородном топливе.

В интересах ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» выполняются работы по исследованию новых систем охлаждения лазерных установок, а также по разработке инструкций пользователя по применению отечественного программного средства для моделирования газо- и гидродинамических физических процессов, возникающих в реакторных установках.

Первые образовательные проекты ПИШ успешно реализованы в 2022 году. По программе ДПО «Вычислительная гидродинамика и теплообмен реакторных установок (в пакете ЛОГОС)» обучено 14 инженеров ОКБМ «Африкантов». 10 магистров НГТУ прошли стажировку в ООО «Центр компетенций и обучения» с целью освоения базовых основ использования отечественного продукта ЛОГОС Аэро-гидро. 60 преподавателей и членов управленческих команд прошли повышение квалификации в ведущих вузах и научных центрах, имеющих подходящие под тематику ПИШ образовательные модули.

План работы на 2023 год прежде всего включает в себя выполнение исследований по перспективным темам, касающихся атомно-водородной энергетики. Можно выделить следующие направления:

  • Газодинамика и теплообмен в активных зонах ВТГР с газовым теплоносителем;
  • Моделирование и проектирование оборудования реактора типа ВТГР с использованием отечественных CFD-программ;
  • Технологии построения самоорганизующихся цифровых систем управления объектов атомной энергетики с обеспечением адаптивности;
  • Исследований материалов и структур, используемых в водородной энергетике;
  • Кибербезопасные электроэнергетические системы атомных станций;
  • Обоснование открыто-пористых материалов для систем термостабилизации лазеров.

Вместе с этим в ПИШ НГТУ им. Р.Е. Алексеева запускаются новые образовательные проекты, среди которых прежде всего следует выделить новые магистерские программы по ядерному топливу, установкам и основному оборудованию высокотемпературных газовых реакторов; новым материалам и цифровым технологиям управления процессами атомных станций. При реализации указанных программ предусмотрено привлечение к преподавательской деятельности инженеров-практиков, бизнес-консультантов, работающих в реальном секторе экономики. Запуск механизма наставничества с участием опытных инженеров с предприятий обеспечит практическую направленность внедряемых образовательных технологий.

002_KOR_0008_230211.jpg


Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

Руководитель Передовой инженерной школы Университета Лобачевского Михаил Бакунов рассказал о необходимости обеспечения нижегородского региона и страны высококвалифицированными инженерными кадрами и проведения прорывных прикладных разработок.

«Глобальной целью деятельности ПИШ ННГУ является достижение технологического суверенитета и превосходства страны в области радиосвязи, радиолокации и навигации. С этой целью мы решаем задачу создания системы подготовки инженеров нового типа – с образовательным фундаментом классического университета и исследовательским типом мышления, интегрированной с проведением передовых разработок в интересах индустриальных партнеров.

Создание в университете Передовой инженерной школы позволило выделить инженерную подготовку в отдельный приоритетный блок, начать его насыщение современным научным и учебным оборудованием, привлечь к учебному процессу и разработкам ресурсы высокотехнологичных компаний», – отметил Михаил Бакунов.

Кратко об итогах:

В области передовых разработок достигнуты следующие наиболее яркие результаты.

В области космической связи:

  • разработана концепция канала межспутниковой связи терагерцового диапазона частот (с участием студентов ПИШ ННГУ);
  • совместный с АО «”Информационные спутниковые системы” имени академика М. Ф. Решетнёва» проект победил в конкурсе на разработку протоколов связи многоспутниковой системы глобального интернета «Скиф» (проект подготовлен с участием студентов ПИШ ННГУ).

В области материалов для микроэлектроники:

  • разработана технология производства высокочистого моносилана мощностью 10 тонн/год;
  • опытным производством на базе ПИШ ННГУ выпущен первый продукт линейки сверхвысокочистых веществ – трансдихлорэтилен чистотой 99,9999996 % (8.6N) и осуществлена его поставка на предприятие.

В области радиофотоники:

  • разработана технология изготовления планарных оптических волноводов на основе SiON для создания QPSK-модулятора лазерного излучения (совместно с РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Введена основная образовательная программа для опережающей подготовки инженерных кадров по направлению подготовки «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) – «Проектирование и автоматизация производства изделий микроэлектроники» (7 программ в стадии разработки). По данному профилю студенты уже проходят обучение.

Кроме того, разработано пять программ дополнительного профессионального образования.

В части исследований приоритет в 2023 году будет смещен в сторону таких важных научных разработок:

  • разработка протоколов связи многоспутниковой системы глобального интернета «Скиф»,

  • создание макетов микрочипов QPSK-модуляторов.

Будет открыто 6 новых образовательных программ для опережающей подготовки инженерных кадров (уровни бакалавриата, специалитета, магистратуры).

Планируется создание 5 специальных образовательных пространств, включая такие необычные, как ситуационный центр радиолокации и связи, а также учебно-лабораторные комплексы на базе уникальной научной установки СУРА.

Лобачевского.jpg


Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)

Руководитель Передовой инженерной школы НовГУ Сергей Чеботарёв рассказал о трансформации вуза в университет предпринимательского типа, лидера территориальных преобразований.

«В инженерном образовании остро стоит проблема несоответствия существующих в конкретный момент времени программ обучения быстро меняющейся технологической ситуации. Новгородская ПИШ делает упор на реализацию индивидуальных образовательных траекторий. Образовательные программы здесь адаптированы к быстрым изменениям. Участвуя в решении инженерных задач, студенты активно включаются в работу высокотехнологичных компаний и лабораторий ПИШ. В процессе обучения студенты используют новые образовательные пространства — виртуальные платформы и среды, удалённый доступ к рабочим местам с возможностью физического воздействия. Здесь студенты осваивают сквозные и междисциплинарные компетенции: организацию действия, коммуникации, системное мышление. В рамках обучения мы привлекаем действующих специалистов для совместной разработки и реализации образовательных программ, повышаем активность преподавателей. Инженерная подготовка в ПИШ поможет решить вопросы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности. На выходе мы получим «технологический спецназ»: лучшие кадры, готовые к моментальному включению в проектную работу предприятий и технологических команд Новгородской области», — подчеркнул Сергей Чеботарёв.

Индустриальный партнёр новгородской Передовой инженерной школы —  ПАО «Акрон». Предприятие заинтересовано в совместной разработке линейки автоматизированных систем управления технологическими процессами. Между новгородской ПИШ и ПАО «Акрон» уже подписано соглашение на три года, с ежегодным финансированием в 100 миллионов рублей. В интересах ПАО «Акрон» новгородская ПИШ сейчас ведёт разработку автоматики и ПО систем управления, датчиков и сенсоров. Эти разработки хорошо подходят для обучения студентов. Параллельно проходит обучение специалистов: сотрудники ПАО «Акрон» преподают, участвуют в разработке учебных планов и дисциплин. За 2022 год стажировку в ПАО «Акрон» прошли 8 студентов ПИШ. Помимо опыта и новых навыков они получили грант на прохождение практики. Это стимулировало их успешно выполнить задание и в дальнейшем развивать свои проекты.

«На фоне общего дефицита кадров запрос предприятий промышленности на высококвалифицированных инженеров сейчас очень высокий. Это актуально и для ПАО “Акрон”. Мы активно ищем инженеров по АСУ ТП, КИПиА, инженеров-схемотехников, программистов. Борьба за такие кадры ведётся очень серьёзная по всей стране. Условия труда, интересная работа и достойная заработная плата, которые предоставляет “Акрон”, помогают привлечь новых сотрудников, но несмотря на это их нехватка ощущается довольно остро. Новгородская Передовая инженерная школа поможет решить этот вопрос и подготовить высококвалифицированных сотрудников, готовых к работе с современными решениями в области автоматизации химических производств. Специалисты лабораторий ПИШ разрабатывают для нас новые системы автоматики, “полевые” устройства, ПО, системы сбора и анализа информации. Благодаря этой работе “Акрон” сможет внедрить отечественные системы автоматики, которые закроют потребности производства. Отмечу, что образовательные программы, которые запускаются в ПИШ, проходят согласование с нашими сотрудниками из отдела кадров и профильными техническими руководителями. Специалисты “Акрона” участвуют в составлении и подборе материалов дисциплин, в выборе практических занятий и работ студентов. В прошлом году студенты ПИШ проходили стажировку в научно-производственном центре “Акрон инжиниринг”, которое занимается в том числе разработкой и внедрением новых технологических решений в производство. Студенты работали вместе с сотрудниками центра, занимались разработкой ПО, математических моделей, а также виртуальных графических моделей реальных узлов и агрегатов. Главный результат работы новгородской ПИШ — это знания и новые высококлассные специалисты, подготовленные с учётом наших запросов», — отметил генеральный директор Научно-проектного центра «Акрон инжиниринг» Андрей Колосовский.

Кратко об итогах:

За время участия в федеральном проекте «Передовые инженерные школы» вуз разработал, запустил и реализовал 6 новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

  • Программы повышения квалификации — «Работа с системой контроля версий GIT», «Комплексная система автоматизированного проектирования (САПР) радиоэлектронных средств Altium Designer», «Основы разработки электронных устройств на базе программируемых логических интегральных схем». 
  • Программы профессиональной переподготовки — «Техносферная безопасность. Специалист в области охраны труда», «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом» и «Беспилотные авиационные системы и спутниковые технологии».
  • 4 новые программы опережающей подготовки инженерных кадров: «Радиотехника» (профиль «Аудиовизуальная техника и технологии развлечений»), «Радиотехника» (профиль «Локация объектов и сред»), «Химическая технология» (профиль «Технология неорганических веществ»), «Химическая технология» (профиль «Технология неорганических веществ и функциональных материалов»).

В 2023 году в плане образовательной деятельности в ПИШ планируется организовать набор и начать обучение студентов на открываемую в интересах индустриального партнёра ПАО “Акрон” программу опережающей подготовки инженерных кадров “Химическая технология” (профиль “Технология неорганических веществ”). Также в ПИШ планируют разработать и запустить 4 программы дополнительного профессионального образования и обучить по ним не менее 50 человек. Для студентов ПИШ будет организована стажировка, не менее 20 сотрудников профессорско-преподавательского состава ПИШ пройдёт повышение квалификации. Также в 2023 году запланирован запуск двух новых образовательных пространств.

В рамках дорожной карты по разработке высокотехнологичной продукции для индустриального партнёра - ПАО “Акрон” - ПИШ планирует выполнить несколько крупных задач:

  • Разработать и запустить тестовую эксплуатацию разработанных образцов программируемых логических контроллеров на площадках ПАО “Акрон”;
  • Внедрить тестовый режим программного обеспечения системы сбора потоков лабораторных данных (LIMS);
  • Разработать и запустить опытное производство чувствительных элементов датчиков давления, перемещения под требования заказчика.

Помимо работ в интересах ПАО “Акрон” лаборатории Передовой инженерной школы планируют выполнить работы для партнёров в рамках отдельных хозяйственных договоров по направлениям технического зрения, разработки цифровых двойников и технологии виртуальной реальности.

Ярослава Мудрого.jpg

Южный федеральный университет (ЮФУ)

Руководитель Передовой инженерной школы «Инженерия киберплатформ» ЮФУ Игорь Лысенко акцентировал внимание на необходимости участия в решении задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития РФ.

«Развитие передовой инженерии в России неразрывно связано с подготовкой новых высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Южный федеральный университет не просто развивает это направление, а готовит целое поколение инженеров будущего, задачей которых станет развитие инновационных производств внутри страны, что позволит решить глобальные технологические задачи. ПИШ ЮФУ взращивает специалистов в области робототехники, перспективных систем связи и телекоммуникаций, технологий электронной компонентной базы, IT и активно сотрудничает с ГК «Ростех» и АО «Элемент». Кроме того, уже действующие инженеры могут пройти бесплатную дополнительную подготовку или же переподготовку», — подчеркнул Игорь Лысенко.

ПИШ ЮФУ активно сотрудничает с АО «Таганрогский научно-исследовательский институт связи» (АО «ТНИИС»), входящим в АО «КРЭТ». Так, в интересах предприятий в 2022 году были разработаны и реализованы программы ДПО по разработке симуляторов робототехнических систем, методам искусственного интеллекта в системах технического зрения, операторам БПЛА, управлению наземными робототехническими платформами с использованием фреймворка Robot Operating System (ROS), спектральному анализу сигналов, измерением параметров СВЧ устройств, параметров антенн в БЭК и радиолокационных характеристик объектов в БЭК. В рамках данных программ уже прошли повышение квалификации 45 инженеров предприятий АО «КРЭТ».

«Сотрудничество с Передовой инженерной школой ЮФУ для АО «ТНИИС» — возможность привлечь молодых перспективных специалистов, которые проходят подготовку для выполнения определенных задач в необходимой для предприятия области деятельности. Ребята приходят в АО «ТНИИС», знакомятся с инфраструктурой предприятия, трудовым коллективом, видят реальную картину производственного процесса, детально знакомятся с его этапами и, еще являясь студентами, изучают высокотехнологичное оборудование. Такой подход позволяет направлять полученные ими знания для решения инженерных задач на ранних стадиях работы после окончания университета, а также существенно сокращает сроки включения их в работу предприятия.

Для АО «ТНИИС» ЮФУ – это очень важный партнёр, поскольку мы видим большой потенциал и хорошую перспективу в обучающихся ПИШ ЮФУ. Например, уже после первой стажировки мы предложили трудоустройство сразу семи студентам. Такая образовательная модель сокращает расстояние между студентом и предприятием, и может стать отправной точкой для роста в лучших компаниях страны», – рассказала руководитель аппарата генерального директора АО «ТНИИС» Ольга Астапенко.

Кратко об итогах:

За период участия в проекте ПИШ созданы дивизионы с привязкой к каждому стратегическому партнеру — АО «КРЭТ», АО «ОПК» и АО «Элемент». В рамках соглашения с ГК «Ростех» и АО «Элемент» на базе Школы реализованы программы бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки — «Информатика и вычислительная техника», большой набор направлений — «Радиотехника», «Инфокоммуникационные технологии и системы», «Конструирование и технология электронных средств», «Электроника и наноэлектроника», «Приборостроение», «Мехатроника и робототехника», а также по технологической магистратуре — «Системный анализ и управление», «Управление в технических системах» и «Нанотехнологии и микросистемная техника», «Нанотехнологии и микросистемная техника», «Наноинженерия». Базовая подготовка по этим направлениям реализуется в структурных подразделениях Инженерно-технологической академии ЮФУ.

Студенты знакомятся с инфраструктурой индустриальных партнеров через прохождение практик и стажировок. Все это позволяет после окончания университета трудоустроиться уже с накопленными знаниями и опытом, что сокращает сроки включения их в работу предприятия. Например, одна из стажировок проходила с 29 ноября по 23 декабря 2022 года на базе АО «ТНИИС».

20 студентов прошли 80-часовую программу в формате работы с наставниками по направлениям «Радиотехника», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Нанотехнологии и микросистемная техника», и «Мехатроника и робототехника». По окончанию стажировки семь студентов получили предложение о трудоустройстве на работу в АО «ТНИИС». Также, четыре сотрудника Школы также проходили стажировку в Академии Ростеха (АНО «КСА») по программе повышения квалификации «Инструменты эффективного управления проектами» вместе с управленческим персоналом предприятий АО «КРЭТ».

ЮФУ.jpg


Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

Ректор ДВФУ Борис Коробец отметил, что передовая инженерная школа -  это пилотный проект нового формата работы университета:

“Мы создаем точку трансформации на стыке образования, исследований и потребностей реального сектора экономики.  У нас есть знания, которые мы преобразуем  в передовые инженерные технологии, но внедрение и продвижение их на рынке возможно только в кооперации с предприятиями. ПИШ аккумулирует лучшие компетенции, позволяет оттачивать механизмы взаимодействия с рынком и отрабатывать эффективные модели управления”.

Руководитель передовой инженерной школы «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем» Людмила Текутьева отметила значимость биотехнологий для российской экономики:

“Развитие биотехнологий меняет правила игры на крупнейших глобальных рынках – продукты питания, лекарства, энергетика. Биотехнологии позволяют найти ответы на больные вопросы в области экологии и переработки отходов. Сегодня уже трудно сказать, в каких секторах экономики биотехнологии не участвуют.

Мы считаем, что биотехнологии должны стать драйвером развития российской экономики. Обеспечить кадровый ресурс для реализации потенциала биотехнологий в России,  это, если угодно, – миссия нашей Школы.

Если рисовать картину широкими мазками, то в фокусе Школы сегодня несколько крупных технологических направлений: агробиотехнологии, промышленные биотехнологии, пищевые биотехнологии, биоинформационные технологии. В 2022 году совместно с партнёрами мы начали реализацию пакета научно-исследовательских проектов, направленных на решение конкретных прикладных задач в каждом из направлений. Среди них - биотехнологии производства кормовых и пищевых ингредиентов и продуктов,  технологии управления умными теплицами, IT-технологии в персонализированном питании, производстве современных органических удобрений и другие проекты”. 

Ключевой индустриальный партнёр ПИШ - Научно-производственная группа Компаний «АРНИКА». Генеральный директор консорциума Александр  Генералов рассказал, что благодаря передовой инженерной школе предприятие намерено запустить в производство новые технологии и решить кадровую проблему:  

“Мы ожидаем, что совместно с ПИШ в рамках уже реализуемых проектов, разрабатываемые технологии  пройдут процессы масштабирования и будут успешно внедрены в серийное производство с выходом продуктов для АПК и Рыбного хозяйства,  востребованных на рынке РФ и мировых рынках стран АТР.   А также рассчитываем, что из научных идей  и разработок ПИШа и научных партнёров возникнут новые  проекты и новые прорывные продукты для других сфер применения (фармации, ветеринарии и др).

Отмечу, сегодня имеется  дефицит именно инженерных кадров, способных выполнять технологические задачи в биотехнологической отрасли, способных быть многозадачными. Благодаря связи ПИШ с индустрией мы и другие компании  можем дать конкретный запрос на специалистов, которые нужны отрасли. Самый быстрый способ удовлетворить кадровый голод - это программы ДПО, на которых специалисты компаний  могут получить необходимые компетенции для выполнения новых технологических операций. Благодаря вовлечению студентов магистратуры  на  стажировки, появилась возможность выявить наиболее мотивированных ребят, которых мы можем трудоустроить уже в процессе обучения.  Со студентами бакалавриата сроки удлиняются, однако, привлекая их в совместные с ПИШ научные проекты, появляется возможность на ранних этапах обучения “воспитать кадры для под себя”. 

Кратко об итогах: 

Набор на программы  ПИШ (ВО и ДПО) в 2022 г составил  198 чел.  Общий контингент обучающихся ПИШ  в 2022 г -  276 чел  по всем   по уровням подготовки,  в планах  увеличение  количества обучающихся до 1 тыс человек с 2025г и с ежегодным выпуском 150 - 200 специалистов разных уровней подготовки, что даст дополнительный импульс для развития различных отраслей ДФО, включённых в биоэкономические процессы. 

В рамках 11 ключевых научных проектов за 2022 год учеными ПИШ разработаны: лабораторные регламенты производства, технологические схемы, маршрутные карты, эскизные проекты, наработаны лабораторные образцы продукции. 

В 2022 году в Школе разработано 14 новых  образовательных программ опережающей подготовки инженерных кадров всех уровней подготовки (аспирантура, магистратура, специалитет, бакалавриат и ДПО), из которых уже  стартовали 6:  

  • три новые программы аспирантуры (ВО): Биотехнологии продуктов питания и биологических активных веществ (биологические науки); Пищевые системы  (технические науки и биологические науки) , Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ (биологические науки).
  • три новые программы ДПО: Молекулярно-генетические методы идентификации и экспертизы биобезопасности продукции; Сити фермерство; Спортивное питание).

В рамках развития собственных компетенций Школы в 2022 году 27 человек из команды преподавателей и специалистов ПИШ прошли обучение по нескольким программам, среди них: применение методов прикладного искусственного интеллекта в области биоэкономики и биотехнологии, цифровой трансформации биотехнологических и биоинженерных процессов; системы менеджмента качества и внутреннего аудита на предприятиях биотехнологической и пищевой промышленности; управление интеллектуальной собственностью.

Задачи для реализации в 2023 году:

  • Запуск 8 разработанных в 2022 г новых образовательных программ ВО (магистратура: Агробиотехнология; Нутригеномика и технологии персонифицированного питания; Биоинформатика и анализ данных; Международные системы качества и техрегулирование во внешнеэкономической деятельности; бакалавриат: Пищевая биотехнология и инженерия; Промышленная биотехнология; Экспертиза высокотехнологичной биопродукции; Контроль, управление качеством и безопасностью пищевых производств и систем).
  • Разработка и запуск 12 новых программ ДПО  в области экспертизы, систем менеджмента качества, технологий, пищевых и агробиотехнологий, биоинформационных технологий и т.д. Повышение квалификации ППС, АУП, инженерных кадров предприятий-партнеров.
  • Увеличение числа студентов, которые прошли стажировки на предприятиях, в том числе и студентов из технических и аграрных Вузов - академических партнёров ПИШ.
  • Реализация научных проектов совместно с индустриальными и научными партнерами, повышение количества результатов интеллектуальной деятельности в интересах индустрии.
  • Создание специальных образовательных пространств: Коворкинг “Агроколлаборация” с агрополигоном, Научно-экспериментальный центр “Проектирование продуктов и рационов персонифицированного питания”. Привлечение в команду ПИШ новых индустриальных партнеров.
двфу.jpg


Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I (Воронежский ГАУ) 

Руководитель Передовой инженерной школы «Агроген» Гончаров Сергей рассказал о преобразовании Воронежского ГАУ в современный «исследовательский» аграрный университет, сочетающий образовательную и научно-исследовательскую деятельность.

«Проект передовые инженерные школы позволяет университету включиться в глобальную отраслевую научную и образовательную повестку в кооперации с отраслью АПК, обеспечить формирование новых образовательных пространств, развитие научно-исследовательской инфраструктуры, приток талантов в научные группы и выход на качественно новый уровень национальной и международной кооперации с вузами, научными центрами и высокотехнологичными компаниями. Обучающимся ПИШ позволяет сформировать новый уровень компетенций в области селекции и генетики животных и растений по заказу и на площадках высокотехнологичных компаний, открывает возможность построения индивидуальных траекторий развития, в том числе посредством академической мобильности через сетевые образовательные программы и программы дополнительного образования, наставничества. Для нас это проект создания мастерской по интеграции достижений современной генетики и биотехнологии в тесной связи с селекционными программами через систему подготовку кадров», — отметил Сергей Гончаров.

Партнерами университета в программе ПИШ стали 17 высокотехнологичных компаний. Так, в 2022 г. внеучебную стажировку прошли отобранные на конкурсной основе 7 магистрантов ПИШ в ООО «Защитное», ООО «ЭкоНиваАгро»,  ООО «Агрофирма Павловская Нива». В научных центрах высокотехнологичных компаний и других партнеров университета осуществляется стажировки преподавателей (ООО «Генетика-Мираторг», Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «ДНК-технологий» УО «Гродненский государственный аграрный университет», ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики СО РАН», ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста, ФГБНУ ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии), обеспечивающие подготовку проектных команд (образовательных и научных) в области агрогенетики и селекции. 

«Мы видим ПИШ “Агроген” экспериментальной мастерской по интеграции знаний и достижений современной генетики и биотехнологии в реальные селекционные программы через бесшовную подготовку кадров. Компания организует практику для студентов на наших производственных площадках. Реализуется стипендиальная программа для перспективных студентов, открыты широкие возможности для стажировок – проект “Поколение Мираторг”. В этом году впервые в инновационном центре геномной селекции “Генетика-Мираторг” организована и проведена стажировка для преподавателей и сотрудников Воронежского ГАУ. Программа стажировки включала освоение профессиональных умений в области маркировки  и отбора образцов, работы в архиве биоматериала, прослеживаемости проб, работы на амплификаторах. Были актуализированы знания в области биоинформатики и геномной селекции. Приобретены навыки анализа данных генотипирования, работы в ПО genome studio. Нашей компанией совместно с ПИШ “Агроген” проведена геномная оценка племенной ценности 1500 голов крупного рогатого скота, сформирована база данных, позволяющая вдвое ускорить селекцию голштинской породы КРС», — отметил директор по генетике холдинга «Мираторг» Николай Елаткин.

Кратко об итогах:

В рамках реализации ПИШ разработаны программа магистратуры «Селекционно-генетические методы улучшения растений» и подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре «Селекция, семеноводство и биотехнология растений». На программах обучаются 15 магистров и 2 аспиранта. 

Для обеспечения уровня реализации образовательных и научных проектов 37 сотрудников университета, в том числе из управленческой команды, прошли повышение квалификации и стажировки в ведущих научных центрах, университетах и высокотехнологичных компаниях, среди них ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики СО РАН», ФГБНУ ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста, ФГБНУ ВНИИ сельскохозяйственной биотехнологии, Московская Школа Управления «СКОЛКОВО», ООО «Генетика-Мираторг» и др.

Кроме того, реализуются научные проекты: «Воспроизводство и размножение генетически ценных сельскохозяйственных животных и птицы», «Маркер-ориентированная и геномная селекция», «Методологические и теоретические основы селекции, семеноводства и размножения сельскохозяйственных растений», «Создание новых высокопродуктивных, устойчивых к патогенам и неблагоприятным условиям окружающей среды сортов и гибридов сельскохозяйственных растений», «Формирование комплексной системы маркерной селекции сельскохозяйственных животных и птицы», «Внедрение вспомогательных технологий повышения репродуктивных функций сельскохозяйственных животных и птицы».


Воронежский ГАУ.jpg


Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)

Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской рассказал о модернизации и развитии университета как глобально конкурентоспособного научно-образовательного центра.

«Проект “Передовые инженерные школы” имеет огромное значение для Политехнического университета как одного из ведущих российских центров цифровой трансформации высокотехнологичной промышленности. Открытие ПИШ СПбПУ стало новым этапом развития мощной экосистемы технологических инноваций СПбПУ, вся деятельность которой направлена на обеспечение научно-технологического прорыва России через применение передовых производственных технологий. Очевидно, что в условиях вызовов новой реальности принципиально важна ориентация университета на решение сложных задач промышленности – таких, которые сама промышленность решить не может. Это прежде всего уникальные высокотехнологичные разработки и стремление к глобальной конкурентоспособности и лидерству: не догонять, а опережать, формируя технологический суверенитет. Тесная кооперация с высокотехнологичными предприятиями в рамках ПИШ также позволяет начинающим специалистам получать знания и опыт через практическое выполнение актуальных проектов, применение новых технологических инструментов и программных продуктов. Структура программ ПИШ и траектории обучения строятся от решаемой фронтирной инженерной задачи. Это самый эффективный путь к формированию компетенций мирового уровня, которые требуются российской промышленности здесь и сейчас», — отметил Андрей Рудской.

Одним из ключевых партнёров ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» выступает ГК «Росатом»: АО «ТВЭЛ» (НПО «Центротех», ООО «Центротех-Инжиниринг»). Заместитель директора – главный конструктор по цифровому моделированию ООО «Центротех-Инжиниринг» Алексей Глазунов рассказал о предоставленной студентам магистратуры возможности трудоустроиться в компанию, что поможет приобрести навыки работы в команде в процессе решения актуальных научно-технологических задач, выполнения НИОКР и погрузиться в специфику процедур и регламентов предприятия:

«Мы предоставляем возможность каждому магистранту трудоустроиться к нам в компанию на полставки на должность младшего инженера, чтобы полностью погрузиться в работу и познакомиться со специфическими особенностями инженерной деятельности. Это интересно с точки зрения вовлечения в производственный процесс, получения реальных навыков работы в конкретных проектах. Мы крайне заинтересованы в реализации всех планов, включенных в программу ПИШ СПбПУ, поскольку это должно обеспечить приток молодых специалистов, которые владеют не только современными инструментами компьютерного моделирования, но и обладают знаниями в области передовых производственных технологий в целом. Не секрет, что в настоящее время восполнять нехватку высококвалифицированных кадров, особенно для реализации сложных инженерных задач, приходится через специализированные программы дополнительного образования. В этой части формат ПИШ, позволяющий молодому специалисту выработать комплексные знания в области системного цифрового инжиниринга наряду с умением работать в современной программной среде, нам видится наиболее эффективным».

Кратко об итогах:

Программа Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого направлена на решение фронтирных инженерных задач, сформулированных лидерами российской промышленности, и подготовку в соответствии с этими задачами квалифицированных инженерных кадров с компетенциями мирового уровня для высокотехнологичных отраслей экономики.

В деятельности ПИШ СПбПУ сделан акцент на передовых цифровых технологиях и платформенных решениях. В качестве инструмента используются возможности Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™.

ПИШ «Цифровой инжиниринг» СПбПУ ведет исследования и разработки по пяти направлениям:

  • кросс-отраслевые цифровые платформенные решения и технологии;
  • системный цифровой инжиниринг в двигателестроении;
  • цифровые технологии в атомной отрасли;
  • цифровые технологии для ТЭК;
  • новые материалы.

В 2023 году планируется реализация портфеля из более 20 проектов более чем на 400 млн руб. Ключевыми партнерами ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» выступают ГК «Росатом»: АО «ТВЭЛ» (НПО «Центротех», ООО «Центротех-Инжиниринг»), АО «Атомэнергомаш» (АО «ЦКБ машиностроения»), АО «Атомстройэкспорт» (АО «Атомэнергопроект»); ГК «Ростех» (АО «ОДК»), ПАО «Газпром нефть», ПАО «Северсталь» и другие предприятия-лидеры российской промышленности.

Совместно с АО «ТВЭЛ», НПО «Центротех», ООО «Центротех-Инжиниринг» (ГК «Росатом») специалисты ПИШ СПбПУ реализуют проект разработки цифрового двойника быстровращающихся роторных систем и демпфирующих узлов, обладающих высокой надежностью и долговечностью.

В рамках договоров с АО «ЦКБ машиностроения» (входит в АО «Атомэнергомаш») ПИШ «Цифровой инжиниринг» разработаны технические проекты реактора парокислородного риформинга, реактора парового риформинга и подогревателя ПГС для создаваемого в Протвинском филиале АО «НИИ НПО «ЛУЧ» (входит в научный дивизион Росатома – «Наука и инновации») блочно-модульного испытательного стенда опытно-демонстрационной установки ОДУ-150 для отработки технологии получения водорода производительностью 150 нм3/час.

Совместно с АО «ОДК», АО «ОДК-Климов», ПАО «ОДК-Сатурн» (входят в состав ГК «Ростех») ведется перечень проектов в области двигателестроения. В том числе:

  • развитие и отраслевая кастомизация цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™, с этой целью разработан программный модуль теплогидравлического расчета;
  • для платформы CML-Bench™ разработаны программные модули профилирования турбомашин в рамках задачи автоматизации создания единой мастер-модели двигателя;
  • выполнены расчетные исследования (цифровые испытания) тепловых схем перспективных гибридных авиационных двигателей.

В интересах АО «НИКИЭТ», Проектного центра ИТЭР, АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», АО «Атомэнергопроект» (ГК «Росатом»), Института ядерной физики имени Г. И. Будкера СО РАН, ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» выполняет работы по разработке цифровых моделей в атомной и термоядерной энергетике. В частности:

  • разработаны мультифизические цифровые модели экваториального и верхних портплагов с диагностическими модулями международного термоядерного реактора ИТЭР;
  • проведена оценка срока службы элементов ИТЭР;
  • проведено расчетное обоснование прочности корпусов реакторов БРЕСТ-ОД-300 и БРЕСТ-1200.

Для научно-технического центра «Газпром нефть» ПИШ СПбПУ разрабатывает цифровые модели месторождений углеводородов, включающие инструменты для автоматизации работы с промысловыми данными и алгоритмизацию поиска скважин-кандидатов на бурение с опцией информирования о возможных рисках и возможном дополнительном потенциале добычи углеводородного сырья.

В ходе выполнения НИОКР в ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» совместно с инженерами-исследователями принимают участие студенты, аспиранты и преподаватели. Фронтирные инженерные задачи, решаемые в рамках актуальных НИОКР, лежат в основе разрабатываемых новых образовательных программ.

В 2022 году в ПИШ СПбПУ были запущены и в настоящее время реализуются следующие направления подготовки магистрантов:

  • 15.04.03 «ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА», магистерская программа «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство» (Партнер программы: ООО «Центротех-Инжиниринг» / НПО «Центротех» / АО «ТВЭЛ» / ГК «Росатом»). Целью является подготовка системных инженеров мирового уровня для атомной отрасли. В 2022 году проходят обучение 24 студента.
  • 27.04.06 «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЕМКИМИ ПРОИЗВОДСТВАМИ», магистерская программа «Организация и управление цифровыми наукоемкими производствами» (Партнер программы: ПАО «Северсталь»). Цель: подготовка инженеров высшей квалификации в области наукоемкого производства, системы менеджмента качества и IT. Обучение проходят 10 студентов.

В 2023 году пройдет набор студентов на еще две новые магистерские программы по направлению «Прикладная механика»:

  • 15.04.03_09 «Цифровой инжиниринг и управление проектами» совместно с высокотехнологичной компанией «ОКАН»;
  • 15.04.03_10 «Механика полимерных и композиционных материалов» в сетевом партнерстве с Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х. М. Бербекова.

В 2022 году 17 учащихся ПИШ СПбПУ прошли стажировки в высокотехнологичных компаниях: 6 человек в ПАО «ОДК-Кузнецов» (АО «ОДК», ГК «Ростех») и 11 – в ООО «Центротех-Инжиниринг» (входит в контур управления Топливной компании «ТВЭЛ» ГК «Росатом»).

Развивается научно-образовательная инфраструктура ПИШ СПбПУ как основа экосистемы технологического развития. В программе ПИШ СПбПУ запланировано создание 15 объектов инновационной научно-образовательной инфраструктуры. Первым в 2022 году было запущено в работу научно-технологическое образовательное пространство «ТВЭЛ-СПбПУ» Топливной компании ГК «Росатом». Оборудованы учебный класс на 24 места для занятий учащихся магистратуры, а также рабочая зона на 8 мест для инженеров ПИШ СПбПУ, выполняющих высокотехнологичные проекты в интересах ГК «Росатом», и совместной проектной работы с магистрантами. Пространство «ТВЭЛ-СПбПУ» оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами и специализированным программным обеспечением, в первую очередь, платформой разработки и применения цифровых двойников CML-Bench™, а также интерактивными комплексами опережающей подготовки инженерных кадров на основе передовых цифровых технологий.

В основе системного сотрудничества с АО «ТВЭЛ» лежит Дорожная карта, включающая широкий спектр научно-технологических и образовательных направлений, связанных, в первую очередь, с цифровым инжинирингом и платформенными решениями. Эффективное взаимодействие с индустриальным партнером находит выражение в успешно реализованных наукоемких проектах, а также в совместной работе над подготовкой инженеров с компетенциями мирового уровня, владеющих передовыми цифровыми и производственными технологиями, способных решать реальные задачи-вызовы, стоящие перед отечественной высокотехнологичной промышленностью.


Питерский политех.jpg

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ)

Руководитель Передовой инженерной школы «Судостроение Индустрии 4.0» СПбГМТУ Олег Тимофеев акцентировал внимание на необходимости развития научных исследований и разработок совместно с высокотехнологическими организациями в областях кораблестроения, цифровых промышленных и аддитивных технологий.

«Название нашей передовой инженерной школы – Судостроение 4.0. Это показывает, что мы стремимся к организации нового технологического уклада в нашем отечественном судостроении.

Главная причина создания передовых инженерных школ – это неудовлетворенность нашей промышленности уровнем подготовки студентов инженерных специальностей. В судостроении, несмотря на все усилия преподавателей и практическую работу в вузе, нужно еще 3-4 года после выпуска, чтобы даже хорошего студента ввести в нормальное рабочее состояние, когда он может самостоятельно решать более-менее сложные инженерные задачи на производстве, то есть требуется столько же времени, сколько студент учился в бакалавриате.

ПИШ объединяет усложненную образовательную программу с реальными производственными задачами и обновленной приборной базой. Уверен, многие университеты, по крайней мере технические, возьмут этот формат в работу, когда мы покажем результаты. Может быть, эти подходы будут распространяться в несколько пониженных или усредненных требованиях, но то, что студентов нужно дифференцировать по способностям и мотивации — совершенно точно», — отметил Олег Тимофеев.

Кратко об итогах:

За время участия в проекте ПИШ в СПбГМТУ были запущены новые магистерские программы: «Комплексное цифровое строительство судов, кораблей и средств океанотехники», «Цифровые технологии в проектировании подводной робототехники»; дополнительные профессиональные программы повышения квалификации такие, как «Искусственный интеллект в подводной робототехнике», «Эффективный менеджмент судостроительного предприятия», «Развитие производственной системы судостроительной промышленности» и другие; также введена программа профессиональной переподготовки «Mini MBA – Производственный менеджмент цифрового судостроения».

Основной индустриальный партнёр Передовой инженерной школы «Судостроение 4.0» – это концерн «МПО – Гидроприбор» в части подводных аппаратов и Объединенная судостроительная корпорация. Ещё один важный партнёр – Турбоэнергоремонт, петербургская частная организация, обладающая уникальными технологиями по применению композитов в судостроении. Также вуз подписал соглашение с НИКИЭТ – московским конструкторским бюро, которое занимается проектированием транспортных ядерных реакторов.

Партнёры предоставляют Школе промышленное оборудование и проекты для разработки со студентами. Каждый индустриальный партнёр даёт обучающимся наставника – руководителя для реализации соответствующего проекта. 

Студенты уже прошли практику на Балтийском заводе в Петербурге и на Дальневосточном заводе «Звезда». В Школе началась разработка первого совместного проекта по проектированию гидрографического исследовательского судна для известной в индустрии фирмы «Фертоинг». Здесь студенты не просто рисуют абстрактный пароход, а создают реальный корабль, который построят и будут им пользоваться. Один студент проектирует корпусные конструкции, второй – обводы, третий – энергоустановки и так далее. В ближайших планах — экономическое и гидродинамическое обоснования, навигация и связь.

Морской.jpg

Национальный исследовательский университет ИТМО

Руководитель ПИШ ИТМО Александр Виноградов рассказал, что в 2022 году школа запустила несколько крупных проектов в интересах ключевых индустриальных партнеров. В их число входит разработка уникальной модели гирокресла как средства индивидуального передвижения для людей с ограниченными возможностями, разработка датчиков online мониторинга уровня глюкозы, создание волоконно-оптической системы, разработка высокодобротных волоконно-оптических фильтров для систем квантового распределения ключей. 

“В передовой инженерной школе Университета ИТМО мы готовим лидеров инженерных групп. Важно, чтобы мы создавали инфраструктуру там, где ребята смогут проявить свои лидерские способности в продуктовых треках. Мы запустили стипендиальную программу поддержки, а также конкурс грантов. Первый конкурс был проведен для обучающихся по образовательным программам передовой инженерной школы Университета ИТМО, а второй - для студентов всего университета. По итогам продуктового конкурса нами поддержано девять инициативных команд, и уже в этом году они покажут, как от стадии создания прототипа они перейдут к реализации MVP.. Нам также важно обеспечить работу студентов с менторами и представителями бизнеса. В этом направлении у нас есть несколько мероприятий, которые проходят в формате “bootcamp” и хакатонов”, - отметил Александр Виноградов.

Ключевой партнер ПИШ - ПАО «Татнефть». Начальник управления по работе с персоналом компании Андрей Глазков рассказал, что «Татнефть» занимается не только нефтедобычей и нефтепереработкой, но и заботится об устойчивом развитии и экологии. Компания уходит от бумажного документооборота, бережёт природу и открывает для себя такие направления, как высокотехнологичный сектор биотеха, применение методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Поэтому компании необходимы инженеры-лидеры, способные подхватить этот стратегический тренд. 

“Наше партнёрство уже показывает первые результаты. Например, это запуск целого кластера высокотехнологичных лабораторий молодыми учеными, работающими в области клеточной биологии, микробиологии, молекулярной биологии, высокотехнологичной химии. Необходимо поддерживать молодые коллективы, которые работают в формате стартапов”, - отметил Андрей Глазков.

Кратко об итогах: 

В передовой инженерной школе ИТМО реализуются четыре основные направления обучения: “Химия и искусственный интеллект”, “Инженерия цифровых систем”, “Искусственный интеллект в биотехнологических системах” и “Инженерия машинного обучения”. И четыре основных направления подготовки: инженер-интрапренер, отраслевой программный инженер, инженер-брокер, инженер-эксперт. 

На начало 2023 года в ПИШ обучаются 52 студента.  В  2022 году профессиональную переподготовку прошли 17 преподавателей университета, а к 2023 этот показатель планируется увеличить до 75 человек. 

Студенты  передовой инженерной школы работают над междисциплинарными проектами: “Генеративный дизайн растворителей”, “Мультиомиксная платформа по генеративному дизайну молекул и веществ”, “Разработка волоконно-оптических усилителей c удаленным управлением и перепрограммированием”, “Сервис online мониторинга глюкозы”, “Гирокресло” и другими. 

Многие проекты посвящены использованию Data-driven подхода в доменных областях, один из реализуемых проектов в этой области - создание первой в мире метагеномной базы нефти. Большинство проектов сейчас находятся на стадии pre-MVP и готовятся к первому прототипированию своих разработок. Так, например, пилотное производство усилителей в рамках проекта “Полярный экспресс” ожидается уже в первой половине текущего года.

Задачи для реализации в 2023 году включают:

  • Запуск новых образовательных программ, одна из них - “Прикладная геномика”.
  • Запуск 2-х новых образовательных пространств: лабораторный комплекс в биотех кампусе АГНИ в г.Альметьевск и R&D центр в Санкт-Петербурге.
  • Выведение на рынок продуктов девяти команд, поддержанных в рамках грантового конкурса передовой инженерной школы Университета ИТМО.

ИТМО2.jpg


Псковский государственный университет (ПсковГУ)

Руководитель передовой инженерной школы гибридных технологий в станкостроении Союзного государства Юрий Петреня рассказал о том, что основной целью ПИШ ПсковГУ является подготовка межотраслевого инженера-2035, способного обеспечить условия выхода станкостроения Союзного государства на высокий конкурентоспособный уровень.

«Прошло немного времени со старта проекта, но его огромное влияние на вовлеченность и мотивированность студентов и сотрудников университета очевидна. Сложная, но крайне интересная проблема гибридных технологий в станкостроении подняла на новый уровень сотрудничество ПсковГУ и БНТУ в полном соответствии со словами Аристотеля: «Целое больше суммы его частей». ПИШ Союзного государства ставит своей целью получение конкурентоспособного результата и достижения самого высокого технологического уровня для нашей  науки, образования и промышленности в сфере гибридных технологий для станкостроения», - отметил Юрий Петреня.

Ключевой партнер ПИШ - «Завод электротехнического оборудования (ЗЭТО)». Генеральный директор предприятия Денис Мунштуков рассказал о том, что за 2022 год на заводе прошли практики в формате стажировки 220 студентов ПИШ. За каждым из них был закреплен опытный наставник высокой квалификации. Это позволило наиболее эффективно передать обучающимся дополнительные специальные компетенции:

«Мы ожидаем два ключевых результата реализации проекта ПИШ. Первый связан с пополнением предприятия высококвалифицированными инженерами, которых не надо переучивать под наши технологии и оборудование, и которые смогут вывести наши разработки на новый уровень и задать дополнительные векторы в развитии технологий и организации производства. Во-вторых, мы рассчитываем на решение ряда стоящих перед предприятием практических задач, требующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение которых позволит решить проблему импортозависимости». 

Кратко об итогах:

В ПИШ ведутся разработки по трем ключевым направлениям:

  • разработка головного образца гибридного металлообрабатывающего станка, совмещающего технологии лазерной наплавки с фрезерной и токарной обработкой;
  • разработка номенклатурного ряда инновационных приводов для станков с программным управлением;
  • разработка материалов и технологий нанесения покрытий различного функционального назначения методами газотермического напыления и лазерной обработки.

Введены новые образовательные программы:

  • программы высшего образования ПИШ (искусственный интеллект в автоматизации проектирования» (магистратура); искусственный интеллект и предиктивная аналитика (магистратура); математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей (аспирантура); электротехнические комплексы и системы (аспирантура); технология машиностроения (аспирантура);
  • программы дополнительного профессионального образования (управление высокотехнологичными проектами и программами; передовые методы и технологии машиностроительного производства (в форме стажировки); передовые системы управления технологическими процессами (в форме стажировки); математическое моделирование современных технических систем; актуальные подходы к 3D моделированию).

Осуществлен набор обучающихся в ПИШ – 272 человека; на программы дополнительного образования – 265 человек. Проведено 397 повышений квалификации и 13 профессиональных переподготовок управленческих команд и профессорско-преподавательского состава.

Задачи для реализации в 2023 году включают:

  • научную разработку и обоснование модели гибридного обрабатывающего центра, эскизный проект и цифровую модель;
  • открытие двух сетевых программ двойных дипломов;
  • лицензирование двух новых программ высшего образования;
  • создание двух новых образовательных пространств: лаборатории моделирования станочных систем на основе AR/VR-технологий, центра «Станочный конструктор».

ПсковГУ.jpg


Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Руководитель ПИШ ТУСУРа Антон Лощилов рассказал, что благодаря проекту «Передовые инженерные школы»  переосмысливаются требования к системе инженерного образования:

“Проект позволяет определить новые форматы и механизмы подготовки кадров для повышения конкурентоспособности радиоэлектронной отрасли, достижения технологической независимости страны. Разворачивание научной и образовательной деятельности инженерной школы в логике взаимоувязанных программ развития позволяет сосредоточить ресурсы на направлениях, имеющих высокий рыночный потенциал, осуществлять опережающую подготовку исследователей, разработчиков и проектных команд”. 

Ключевые партнеры ПИШ: АО «Научно-производственная фирма «Микран»,  ООО «Системы. Технологии. Коммуникации», АО «Информационные спутниковые системы им. ак. М.Ф. Решетнева».

“Развитие микроэлектроники в нашей стране диктует жесткие требования к системе подготовки специалистов. С одной стороны, выпускники вузов должны соответствовать глобальному тренду на систему разделения труда в микроэлектронной отрасли (Фабрики, fabless компании, разработчики CAD и моделей), с другой стороны — такое разделение труда в нашей стране еще не сложилось. В этом смысле «Микран» как промышленный партнер и ПИШ ТУСУРа как новый формат проектной подготовки специалистов работают на опережение, обеспечивая сквозной цикл реализации программы обучения, разработки, изготовления и испытания монолитных схем в формате MPW-запуска на отечественной фабрике”, — рассказал заместитель генерального директора АО «НПФ «Микран» Егор Ильин.

Совместно с промышленными партнерами (АО «ИСС» им. ак. М.Ф. Решетнёва», АО «Элемент», АО «НПФ «Микран», АО «НИИПП», АО «НПЦ «Полюс», ООО «СТК», ООО «НПК «ТЕСАРТ») в рамках ПИШ реализуются научные проекты по пяти тематикам, к выполнению которых привлекаются студенты, преимущественно магистры.

“Передовая инженерная школа важна для нас в контексте развития бизнес-направления компании в области сервисов на основе беспилотных авиационных средств. В этом направлении мы совместно с научным коллективом ПИШ выполняем несколько научных проектов. Ключевым из них является проект по созданию инфраструктуры опытного района по мониторингу и сопровождению БПЛА на территории Томской области. На базе нашего ИТ-парка Герцен совместно с ТУСУРом создана сетевая лаборатория систем технологической связи, где студенты ПИШ знакомятся с передовым телекоммуникационным оборудованиям, реализуют свои собственные разработки. В проект инвестировано более 10 млн рублей. Разрабатываются совместные образовательные программы, нацеленные как на подготовку студентов, так и на переподготовку и повышение квалификации специалистов предприятий отрасли” — отметил генеральный директор ООО «Системы. Технологии. Коммуникации» Андрей Савин.

Заместитель генерального директора по науке АО «Информационные спутниковые системы» им. ак. М.Ф. Решетнёва» Кирилл Охоткин рассказал, предприятие активно участвует в обсуждении и формировании образовательных программ и научных проектов ПИШ, обеспечивает стажировки талантливых студентов в условиях реального производственного процесса:

“На сегодняшний момент перед предприятием стоит задача принципиального изменения подходов к организации производственной деятельности. Необходим переход на технологии серийного изготовления малых космических аппаратов с объемом выпуска несколько сотен аппаратов в год. Такие изменения невозможно произвести без кардинального пересмотра образовательных программ подготовки специалистов, создания условий для раннего вовлечения студентов в профессиональную деятельность на базе университетов. В передовой инженерной школе ТУСУР мы, в первую очередь, видим площадку для организационных, научных и образовательных экспериментов, позволяющих ускорить процессы преобразований, происходящие в отрасли”.

Кратко о об итогах:

  • количество вовлеченных в практическую деятельность студентов, преподавателей, научных сотрудников – 136 человек;
  • количество организаций, с которыми налажено взаимодействие в области совершенствования содержания образовательных модулей и образовательных программ в целом – 14;
  • количество студентов, прошедших практику или стажировку вне рамок образовательного процесса, в том числе в формате работы с наставниками – 15;
  • количество участников управленческой команды и ППС ПИШ, прошедших повышение квалификации или профессиональную переподготовку – 31 человек;
  • доходы ПИШ из всех источников от научной, образовательной и инновационной деятельности – 257,2 млн. руб.

В рамках программы НИР передовой инженерной школы запущены следующие работы:

  1. Разработка системы управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем и отработка базовых функциональных сервисов на ее основе;
  2. Разработка контрольно-измерительной аппаратуры СВЧ-диапазона для анализа параметров материалов, монолитных интегральных схем и устройств на их основе;
  3. Разработка аналого-цифровых, СВЧ и фотонных интегральных схем, приемо-передающих модулей и систем на кристалле, а также их технологий;
  4. Разработка комплекса методических, технических и программных средств для электромагнитных испытаний автономных (беспилотных) радиотехнических систем;
  5. Разработка бортовой и наземной аппаратуры перспективных космических систем навигации, широкополосной связи и интернета вещей.

Созданы молодежные лаборатории:

  • лаборатория проектирования радиочастотных интегральных схем и систем на кристалле;
  • лаборатория фотонных интегральных схем;
  • лаборатория печатной электроники.

Задачи для реализации в 2023 году:

  • Полномасштабный запуск образовательных программ передовой инженерной школы.
  • Запуск около 30 научно-инженерных проектов, ориентированных на создание конкурентноспособной рыночной продукции, отвечающих приоритетам развития ТУСУР и промышленных партнеров. 
  • Введение образовательных пространств, организованных в логике бесшовной стыковки научной и образовательной деятельности. 
  • Введение новых пространств для формирования проектных научных инновационных команд на базе НОЦ «Нанотехнологии» и Межвузовского бизнес-инкубатора ТУСУР.
ТУСУР.jpg

Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Томский Политех)

Руководитель передовой инженерной школы «Интеллектуальные энергетические системы» (ИнЭС) Вячеслав Першуков отметил, что ПИШ работает с кросс-отраслевыми технологиями, занимается разработкой и внедрением отечественных, суверенных цифровых решений и продуктов для разных отраслей топливно-энергетического комплекса страны. Именно в этой кросс-отраслевой модели суть школы и ее отличие. 

“Во всех технологических проектах, которые мы уже запустили для индустриальных партнеров, стоит задача разработать не какую-то одну технологию для конкретной компании, а создать комплексное решение для всей отрасли. И во всех из них есть задел на дальнейшее использование в других блоках ТЭК. При этом проекты решают именно передовую инженерную задачу, предлагают решения, которых ранее не было. Например, наш проект для российской группы компаний «НЕОЛАНТ», запущенный в 2022 году, — это создание программно-аппаратного комплекса для оптимизации процессов, связанных с выводом из эксплуатации атомных объектов. В комплекс войдут специализированное ПО, дроны, различные роботизированные системы и так далее. Его задача — сократить время на подготовку проектов и планов вывода из эксплуатации, снизить финансовые затраты и минимизировать участие людей. С одной стороны, подобного комплекса еще нет нигде в мире. С другой -  он создается как универсальное решение, потому что подойдет для разных объектов использования атомной энергии. Не важно, это ледокол, атомная станция или какое-либо  производство”. 

Ключевые партнеры ПИШ: Госкорпорация «Росатом» и ПАО «Газпром нефть». Основной локальный партнер в регионе — АО «Сибирский химический комбинат».

Генеральный директор АО «Сибирский химический комбинат»  Сергей Котов рассказал, что предприятие имеет многолетний опыт сотрудничества с Томским политехническим университетом. Совместные с ТПУ НИОКР помогают комбинату совершенствовать технологические процессы и повышать их эффективность:

“Проект ПИШ является логическим продолжением совместной деятельности СХК и ТПУ и выводит эти отношения на новый уровень. Привлечение высококвалифицированных специалистов и экспертов предприятия и отрасли к образовательному процессу дает уникальную возможность в одной образовательной программе собрать носителей ключевых знаний и существенно повысить качество образовательного процесса.

СХК – динамично развивающееся предприятие. Нам нужны молодые, энергичные инженеры нового поколения для создаваемых производств. Кроме этого, необходимо поддерживать квалификацию персонала комбината на уровне, обеспечивающем реализацию инновационных проектов. Именно для этого в разработке и реализации образовательных программ ПИШ принимают активное участие эксперты СХК и атомной отрасли. Уверен, сотрудничество СХК и ТПУ по проекту ПИШ обеспечит комбинат высококвалифицированными инженерами, которые так нужны для существующих и создаваемых инновационных производств”. 

Кратко об итогах: 

В ПИШ Томского политеха запущены два типа программ — на базе магистратуры и в формате программ дополнительного образования для уже действующих специалистов. В 2023 году на пять программ ПИШ открыто 88 бюджетных мест. Все программы созданы на стыке IT и профильных направлений энергетики. Во всех из них будет использоваться интенсивный модульный подход и работа над проектами из индустрии.

В 2022 году студенты Томского политеха в рамках проекта ПИШ получили возможность пройти стажировки в АО «ГК «НЕОЛАНТ» и дочерних предприятиях ПАО «Газпром нефть» и ГК «Росатом». 

В 2022 году также были запущены три программы допобразования, две из них — для Сибирского химического комбината. Это программы «Эксплуатация АЭС с реакторами на быстрых нейтронах» и «Фабрикация ядерного топлива». Их уже успешно освоили 15 сотрудников предприятия.

В ПИШ Томского политеха в 2022 году начата работу по трем технологическим проектам:

  • «Цифровые решения для обеспечения вывода из эксплуатации объектов электроэнергетики». Цель — создать программно-аппаратный комплекс для оптимизации процессов, связанных с выводом из эксплуатации атомных объектов (ключевой индустриальный партнер — АО «ГК «НЕОЛАНТ», АО «ТВЭЛ»).
  • «Создание импортозамещающей системы технологического моделирования процессов и аппаратов технологий переработки нефти». Проект посвящен созданию импортозамещающей системы технологического моделирования процессов и аппаратов технологий переработки нефти. Она будет включать в себя математические модели всех базовых химических процессов получения высокооктановых компонентов бензина и дизельного топлива. Индустриальный партнер — ПАО «Газпром нефть».
  • «Разработка прототипа системы поддержки принятия решений по планированию процессов добычи нефти и газа». Проект направлен на создание системы для принятия оптимальных решений при планировании процессов добычи нефти и газа. Индустриальный партнер — Научно-Технический Центр «Газпром нефти».

Задачи для реализации в 2023 году включают запуск технологических проектов:

  • Разработка каталитического модификатора слоевого горения и газификации угля;
  • Разработка математических моделей и цифровых двойников технологического оборудования замкнутого ядерно-топливного цикла;
  • Комплексное развитие энергетических систем и технологий распределенной энергетики;
  • Кросс-индустриальные цифровые решения на базе отечественных программных комплексов;
  • Кибер-физическая среда на базе цифровых двойников энергетических, информационных и коммуникационных систем;
  • Технологии интеллектуального управления перетоками и балансами мощности в электроэнергетических системах;
  • Адаптация и внедрение ПО среды «ЛОГОС» в энергетическую отрасль страны;
  • Разработка и внедрение алгоритмов и систем автоматизированного управления технологическими процессами.

Томский политех.jpg


Томский государственный университет (ТГУ)

Директор НОЦ ПИШ «Агробиотек» Кирилл Голохваст рассказал, что передовая инженерная школа создана, чтобы обеспечить технологическую независимость сельского хозяйства России от импорта.

“Мы считаем, что прорывные задачи биоиндустрии удастся решить за счет внедрения инженерного подхода в области биологических наук. Новые биоинженерные технологии позволят сохранить и развить российское сельское хозяйство и пищевую промышленность и ликвидировать разрыв на рынке высоких биотехнологий. Для решения этих задач нужно обеспечить биоинженерию кадрами с качественно новой подготовкой, ориентированной на запросы высокотехнологичных компаний и нужд аграрной отрасли. Поэтому вместе с ведущими компаниями этой отрасли и одним из лучших вузов страны НОЦ ПИШ «Агробиотек» формирует в Томском государственном университете новую уникальную образовательную модель. Она отличается внедрением принципов инженерного образования в подготовку специалистов в области биологии, агрономии и сельского хозяйства. Я уверен, что такие инженеры, владеющие современными знаниями о природе живого и навыками цифрового моделирования, умеющие применять биологические технологии, смогут решать прорывные задачи опережающего развития сельского хозяйства. Для студентов и сотрудников ТГУ проект «Передовые инженерные школы» – это практикоориентированная подготовка, научно-исследовательские компетенции и большие профессиональные перспективы”.

Генеральный директор АО «Сибагро», ключевого партнёра ПИШ, Сергей Ильиных отметил, что плодотворное сотрудничество и тесная кооперация с НОЦ и Томским государственным университетом позволит компании совершить значительный научно-производственный прорыв.

“У обучающихся в передовой инженерной школе есть уникальная возможность проходить стажировку вне рамок учебного процесса в высокотехнологических компаниях РФ. Во время стажировки студенты включены в реальный производственный процесс. Только при таком подходе возможно получение навыков, подготовка выпускников к выполнению трудовых функций и подготовка специалиста к трудовой деятельности.

Сотрудники предприятия участвуют в формировании образовательных результатов при проектировании либо актуализации образовательных программ инженерного профиля, удерживая актуальность и востребованность выпускника на рынке труда, предоставляя кейсы от компании для внедрения в учебный процесс, места практик и стажировок.

У нас постоянно есть потребность в высококвалифицированных кадрах. Причем нам важно, чтобы молодой специалист имел не только все необходимые междисциплинарные компетенции, но и был готов к работе на реальном производстве. Мы уверены, что НОЦ ПИШ «Агробиотек» позволит решить все кадровые вопросы и полностью покрыть кадровый дефицит», - рассказал Сергей Ильиных.

Кратко об итогах:

Проектами НОЦ ПИШ «Агробиотек» руководят ведущие менеджеры – представители основного промышленного партнера АО «Сибагро». В работе участвовало 98 основных исполнителей и более 20 студентов, что позволило реализовать обучение в ходе решения конкретных задач в интересах партнера. Для реализации проектов ПИШ на базе ТГУ было создано два новых лабораторно-образовательных  пространства.

Разработки НОЦ ПИШ «Агробиотек» в 2022 году велись в рамках четырех комплексных проектов: «Переработка продукции и отходов сельского хозяйства», «Улучшение пород сельскохозяйственных животных», «Продукты функционального питания для человека и животных» и «Комбинированные технологии повышения продуктивности агропроизводств».

В рамках проекта «Комбинированные технологии повышения продуктивности агропроизводств»:

  • Разработана программа полевых испытаний ростостимулирующих и биозащитных свойств ТТК на площади 5 га для пшеницы, ячменя и сои, а также требования для управления сельскохозяйственными процессами. 
  • Создан проект интеллектуальной системы обеспечения точного земледелия на основе анализа космических снимков, использования агро-БПЛА и наземных сенсоров. Система протестирована на разработанной методике дистанционного определения органического углерода в почве с точностью выше 80% при использовании алгоритмов машинного обучения. 
  • Разработано ПО для дистанционной оценки состава почв и поданы две заявки на регистрацию программ для ЭВМ.

В рамках проекта «Переработка продукции и отходов сельского хозяйства»:

  • Исследовались биотехнологические способы получения молочной кислоты и методы ее очистки. Выбранный метод очистки модельного раствора молочной кислоты ионообменными смолами позволяет уменьшить концентрацию в ней примесей в 40 раз и более. 
  • Проведен анализ всех возможных подходов к переработке отходов сельского хозяйства. В результате создана программа мониторинга побочных продуктов животноводства на предприятиях АО «Сибагро» и спроектирована комбинированная технология переработки навоза и помета в удобрения на основе вертикальной ферментации.

В рамках проекта «Продукты функционального питания для человека и животных»: 

  • Определены способы профилактики метаболических нарушений работников мясных производств АО «Сибагро» с использованием функциональных продуктов питания. 
  • Проведены испытания сублимированных продуктов и разработаны рекомендации для употребления человеком такого питания в экстремально тяжелых условиях. 
  • Подготовлен патент о способах трансформации лактобактерий с целью создания иммуноактивных пробиотиков для молодняка стада свиней.

В рамках проекта «Улучшение пород сельскохозяйственных животных» разработана программа по улучшению экспериментального стада свиней и созданию отечественного племенного ядра. Разработана методология с использованием преимущественно отечественных компонентов для хранения и выращивания эмбрионов с\х животных. 

За время реализации проекта ПИШ разработано 9 новых образовательных программ, по программам высшего образования обучаются 52 студента, 204 слушателя зачислено на программы ДПО. 27 студентов, прошедших обучение по образовательной программе «Биоинжиниринг», трудоустроились в российские высокотехнологичные компании. 58 сотрудников ТГУ, входящих в число ППС и управленческих команд ПИШ, повысили квалификацию в высокотехнологичных компаниях. Привлечено 7 промышленных и научных партнёров, более 15 высококвалифицированных специалистов в области агробиотехнологий. Разработано более 30 ТЗ для промышленных партнёров.

ТГУ.jpg


Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

Руководитель Передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» ПНИПУ Иван Зубко акцентировал внимание на необходимости создания фронтирных технологических решений и продуктов для сложных инженерных систем в гражданском авиадвигателестроении и смежных отраслях:

“Мы позиционируем свою передовую инженерную школу как инструмент изменения инженерного образования и поддержки отрасли авиационного двигателестроения. И мы остаемся на этой позиции, но меняем фронтирую задачу. Целевая модель нового университета, которую мы реализуем, предполагает трудоустройство магистрантов в компании, их участие в разработке реальных продуктов.  

Согласно новым профессиональным стандартам, задачи современных инженеров усложняются тем, что мало разработать новую деталь авиадвигателя или технологию ее производства, необходимо перепроектировать производственный цикл всего двигателя, учитывать условия его эксплуатации, в конечном итоге рассматривать полный жизненный цикл даже не двигателя, а самолета. Именно к решению таких сложных задач мы готовим наших студентов”. 

Кратко об итогах:

В ПИШ ВШАД в 2022 году было открыто 6 образовательных программ магистратуры при двойном руководстве со стороны университета и индустриальных партнеров, открыт общий инженерный бакалавриат с опорой на фундаментальное образование. Ведутся разработки по направлениям проектирования изделий из полимерных композитов и технологий их производства, литья, сварки и керамических покрытий деталей, испытаний материалов, аддитивных технологий, разработки цифровых интеллектуальных систем для испытаний авиационных двигателей, систем искусственного интеллекта по работе с данными из эксплуатации самолетов. В настоящее время в ПИШ обучается около 60 студентов, почти 60 сотрудников управленческих команд и профессорско-преподавательского состава, участвующих в реализации образовательных программ ПИШ,  прошли повышение квалификации.

В 2023 году совместное с ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ откроется студенческое конструкторское бюро, специализирующееся на решении задач большого проекта по разработке «более электрического» самолета. Под решение этих задач ведется проектирование новой магистерской программы. Открывается бюро математического моделирования технологических процессов, объединяющее все технологические и конструкторские образовательные программы и СКБ. Запланировано открытие лаборатории ИИ и машинного обучения, в которой будет разрабатываться сервис по решению задачи предиктивного технического обслуживания и ремонтов авиадвигателя на основе больших данных из эксплуатации самолетов. 

Стоит отметить, что все магистранты ПИШ ВШАД трудоустроены на предприятия наших индустриальных партнеров Пермской группы ОДК – АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК-Пермские моторы», решают реальные практически важные инженерные задачи, а образовательный процесс выстраивается так, чтобы помочь им в решении конкретной инженерной задачи, и сформировать единые представления обо всем авиационном двигателе, эволюции его конструкции, о производственных технологиях, применяемых при его создании. В общую часть образования магистрантов входит математическое моделирование, цифровое проектирование узлов и деталей в современных инженерных пакетах российского производства, входит изучение новейших систем мониторинга и контроля эксплуатации авиадвигателей, входят основы технологий искусственного интеллекта, входит философия инженерного творчества, входит дополнительная профессиональная переподготовка по управлению инженерными проектами, инвестициями и человеческим капиталом. В результате формируется сообщество инженеров-выпускников ВШАД, у студентов формируется общее представление о конечном продукте их коллективной деятельности и его ПЖЦ, у студентов развивается самоопределение относительно образовательного процесса, и они формулируют интересные предложения по изменению учебных планов на основе своего личного опыта инженерной работы.

Пермский политех.jpg

Поиск