ПИШ представляют первые итоги работы

Вузы-участники федерального проекта «Передовые инженерные школы» (ПИШ) представляют отчеты за 2022 год. Результаты работы, достигнутые школами совместно с индустриальными партнерами, оценивает Совет под председательством министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. ПИШ, успешно прошедшие отчетное мероприятие, получат ежегодные гранты на развитие. Работа Совета будет продолжаться в течение двух дней: 10 и 11 февраля. 

Руководители передовых инженерных школ и ведущих технологических компаний рассказывают о том, что им уже удалось сделать в рамках проекта ПИШ и какие задачи они ставят перед собой на текущий год.


Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) (МФТИ)

Директор ПИШ РПИ Максим Кудров отметил, что создание передовой инженерной школы дает МФТИ возможность выйти на новый уровень взаимодействия с организациями-партнерами:

«Проектируя новые образовательные программы инженерной подготовки, мы стремимся максимально учесть потребности организаций-партнеров — как в новых инженерных кадрах, так и в исследованиях и разработках. Для этого мы внедряем новый формат подготовки — инженерный практикум, где студенты прямо с первого курса решают реальные задачи по тематике наших партнеров. Инженерный практикум направлен на развитие у студентов и профессиональных, и так называемых «мягких» навыков. Также у нас действует система стажировок, нацеленная на погружение студентов в рабочие процессы на предприятиях и в научно-инженерных центрах. Программно-аппаратные комплексы, которые создаются в ПИШ РПИ, станут важными средствами для разработки отечественных систем радиолокации и радионавигации на мировом уровне».

В качестве высокотехнологичных компаний-партнеров ПИШ РПИ в 2022 году выступили семь предприятий промышленности, ключевой партнер вуза — АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Заместитель генерального конструктора по перспективным проектам концерна Артем Коновальчик рассказал об ожиданиях от участия в ПИШ:

«Концерн ВКО “Алмаз — Антей” является высокотехнологичной корпорацией, продукция которой широко представлена на международном рынке. Концерну нужны специалисты, разрабатывающие системы от составных частей до изделия в комплексе. Совместная передовая инженерная школа Концерна и МФТИ – это то место, где готовится будущее поколение главных конструкторов перспективных изделий. От МФТИ мы ждем кадры, владеющие как прикладными навыками, так и фундаментальными знаниями для разработки перспективных изделий и комплексов. 

Стажировка обучающихся ПИШ проводится в форме групповой работы над реальными проектами, связанными с конкретными потребностями Концерна и его дочерних обществ. Мы ставим перед студентами практические задачи, ориентируем их на то, чтобы со студенческой скамьи получать навыки необходимые для дальнейшей работы в Концерне. Также сотрудники Концерна участвуют в разработке учебных планов, рабочих программ по дисциплинам, преподают ряд дисциплин, осуществляют научное руководство, курируют команды студентов в рамках инженерного практикума. Консолидация кадровых, инфраструктурных и научно-технических ресурсов Концерна и МФТИ позволит разработать передовые отечественные программно-аппаратные комплексы для создания перспективных радиолокационных и радионавигационных систем».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие разработки:

  1. Разработка среды автоматизированного проектирования радиолокационных станций (САПР РЛС): созданы компоненты  САПР РЛС, проведена интеграция САПР РЛС с отечественными САПР (Компас 3D, Lambda MDS); созданы цифровые двойники РЛС; проведена опытная эксплуатация альфа версии САПР РЛС и получены положительные отзывы трех предприятий промышленности, в том числе: АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей», АО «РТИ им. А.Л. Минца», АО «ВНИИРА». 

  2. Совместно с РУТ (МИИТ) и АО «Ситроникс» разрабатывается технология безэкипажного судовождения (в 2022 году созданы основные алгоритмы технического зрения и программный стенд для их отработки). Работа ПИШ РПИ посвящена вопросам создания многоканальных систем технического зрения в оптическом, радиолокационном и гидроакустических диапазонах для автономного судна.

ПИШ РПИ реализует четыре образовательные программы высшего образования:

  1. «Радиолокационные технологии» (бакалавриат, магистратура): выпускники программ проектируют РЛС, системы и комплексы, а также создают их цифровую (программную) составляющую; владеют инструментами проектирования и системным подходом к разработке сложных технических систем.

  2. «Программная инженерия» (бакалавриат, магистратура): выпускники программ создают цифровые инструменты проектирования, производства и поддержки эксплуатации сложных технических систем. 

Какие задачи вуз планирует реализовать в 2023 году:

  • Запуск 4 работ в соответствии с программой развития: САПР РЛС, САПР радиоэлектронных средств (САПР-РЭС), платформа цифрового полунатурного моделирования, программный комплекс (ПК) «Виртуальный полигон».

  • Опытная эксплуатация разработанных программно-аппаратных комплексов на 5 предприятиях;

  • Выполнение прикладных исследований и разработок в интересах бизнеса с общим объемом финансирования более 150 млн руб;

  • Запуск образовательных программ высшего образования «Радиолокационные технологии» (бакалавриат и магистратура) Набор на программы ПИШ РПИ в 2023 году в бакалавриате 45 человек, в магистратуре 25 человек;

  • Запуск сетевых образовательных программ с университетами-партнерами: РГРТУ (Рязань), МарГУ (Йошкар-Ола), БГТУ "Военмех" (СПб);

  • Запуск программ ДПО  в интересах партнеров (Эксплуатация САПР-РЛС, Техническая поддержка САПР-РЛС) и подготовка 50 специалистов компаний-партнеров по данным программам;

  • 50 новых проектов в инженерный практикум, в том числе подготовка кросс-функциональных модулей.

002_KOR_0010_230210 (1).jpg

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (НИТУ МИСиС)

Директор передовой инженерной школы «Материаловедение, аддитивные и сквозные технологии» (МАСТ) НИТУ МИСиС Иван Иванов поделился результатами работы ПИШ в 2022 году и рассказал о планах на ближайший год:

«Экспоненциальный рост рынка новых технологий требует опережающей подготовки кадрового потенциала. Именно на этом и сконцентрирована деятельность передовой инженерной школы МАСТ. Уже за шесть месяцев 2022-го года мы добились серьезных результатов: созданы три абсолютно новые программы высшего образования, по которым проходят обучение 40 магистров. Запущены две программы дополнительного профессионального образования, разработанные специально для ведущих металлургических компаний. Привлечено 169 млн внебюджетных средств на развитие школы и на проведение научно-исследовательских работ.

В 2023 году для развития инженерных талантов по всей России лучшие образовательные и исследовательские практики будут тиражированы в региональные университеты. Уже идут переговоры о создании сетевых магистратур совместно с Сибирским индустриальным и Липецким государственными университетами. Важной задачей для нас является формирование у студентов нового инженерного мышления у студентов. В прошлом году при активном участии магистров МАСТ были выполнены исследования, входящие в научную программу Госкорпорации “Росатом”». 

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие разработки:

  1. Изучен механизм роста твердой фазы в процессе кристаллизации, позволяющий управлять структурой и свойствами материалов;

  2. Разработана лабораторная технология управления кристаллизацией в процессе АТ;

  3. Синтезированы материалы с повышенным сопротивлением к хрупкому разрушению;

  4. Разработаны концепции биопринтеров нового поколения биопринтер для in-situ печати, гибридный биопринтер, магнитоакустический принтер;

  5. Создана лаборатория виртуальных испытаний, укомплектованная отечественным ПО;

  6. Создана форсунка для комбинированной биопечати;

  7. Спроектирован узел контрольных температур жидкой ванны.

ПИШ МАСТ запустил три магистерские программы высшего образования:

  • «Новые материалы и цифровые технологии литья металлов»;

  • «Цифровое управление технологическими процессами металлургии и машиностроения»;

  • «Технологическое обеспечение инноваций». 

Какие задачи вуз планирует реализовать в 2023 году:

  • Планируется открытие трех образовательных пространств: лаборатории по изучению затвердевания, лаборатории гранульных технологий, лаборатории биофабрикации, которые будут оснащены уникальным оборудованием

  • Будут открыты 4 магистерские программы: «Биомедицинская инженерия и биофабрикация», «Современные материалы и методы получения высокоточных отливок», «Новые материалы. Порошковые и аддитивные технологии», «Облачные технологии в металлургии и машиностроении».

002_KOR_0010_230210 (2).jpg

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Директор ПИШ МГМУ им. И. М. Сеченова Владимир Лазарев отметил, что участие Сеченовского университета в программе — шанс изменить систему постановки задач для сектора исследований и разработок в университете, а также сформировать совместную продуктовую стратегию по созданию медицинского оборудования нового класса на стыке диагностики и терапии с промышленным партнером — Госкорпорацией «Росатом»:

«Одним из наших целевых продуктов 2030 является умная лазерная система тераностики, для создания которой в 2022 году мы запустили проект по исследованию аппарата лазерной  хирургии, в 2023 году запускаем проект по цифровой оптической биопсии. Параллельно, опираясь на возможности двух крупнейших университетов-лидеров Сеченовского и Бауманки мы выстраиваем новое направление специалитета «медицинский инженер».

Ключевой партнер вуза в ПИШ — АО «Русатом РДС».  Директор по направлению «Специализированная медицинская техника предприятия» Анатолий Мялицын рассказал о том, что передовые инженерные школы стали источником новых разработок, которые в будущем предполагается реализовать на базе предприятий Госкорпорации «Росатом»:

«АО “Русатом РДС”, являясь ответственным за развитие приборостроения в области медицины на предприятиях Госкорпорации “Росатом”, подходит комплексно к развитию данного направления. В комплексный план развития помимо непосредственно самих разработок входят такие важные направления деятельности, как формирование компетенций на предприятиях у текущего инженерного состава, так и подготовка молодежи способной решать возрастающий объем задач. Еще одним важным аспектом развития направления является обратная связь от медицинского персонала, что и как необходимо улучшить в существующих и планируемых разработках».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие разработки:

  1. Запущен проект по исследованию, доработке и клиническим испытаниям аппарата лазерной хирургии с целью расширения медицинских областей его применения; 

  2. Оборудована универсальная миниоперационная для лазерных хирургических манипуляций с животными;

  3. Создан аппарат радиоволновой хирургии, исследуется аппарат ингаляционной терапии.

ПИШ МГМУ им. И. М. Сеченова запустил новые образовательные программы:

  1. Информационные системы и технологии (профиль «Интеллектуальные информационные технологии в медицине»);

  2. Материаловедение и технологии материалов (профиль «Бионические системы в медицине»);

  3. Биология (профиль «Синтетическая биология и биодизайн»);

  4. Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения (профиль «Медицинский инженер», программа разработана совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Какие задачи вуз планирует реализовать в 2023 году:

  • Организация конкурса для отбора обучающихся технологических магистратур Сеченовского университета на стажировку на одном из предприятий ГК Росатом (также встраивание выпускников в структуру ГК Росатом).

  • Проведение широкого анализа потребности рынка и индустриального партнера по программам дополнительного профессионального образования. 

  • В 2023 будет разработано 5 программ ДПО. В части магистратуры будет запущено 3 программы.

  • Расширение сетевого партнерства с федеральными (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС) и региональными вузами. 

  • Организация и проведение буткемпа «Медицинский инженер» для учащихся предпрофессиональных классов Москвы и Московской области по направлению «Инженер. IT - технологии» с целью популяризации нового образовательного профиля «Медицинский инженер» в Сеченовском университете.

  • Запуск проекта по цифровой оптической биопсии.

  • Сотрудничество с концерном «Швабе» по направлениям реанимационного и респираторного оборудования.

007_KOR_0025_230210.jpg

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (РНИМУ им. Н. И. Пирогова)

Директор ПИШ РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России Егор Прохорчук рассказал о том, как он сам видит будущих выпускников передовых инженерных школ и о том, какие направления студентам необходимо изучить, чтобы стать востребованными специалистами: 

«В нашей инженерной школе мы ставим перед собой амбициозную цель – не просто подготовить практико-ориентированных специалистов, способных сразу после завершения обучения приступать к работе, но и привить им компетенции исследователей. Тех людей, которые будут владеть проблемными и проектными подходами в области инновационной биотехнологий. Должен отметить, что я и сам являюсь инженером. И, несмотря на то, что я работаю сейчас в сфере биологии, те знания, который я получил по физике, математике и технологии, мне очень пригодились. Благодаря этому я, как специалист, обладаю преимуществом перед своими коллегами. Почему мы делаем акцент на медицинской инженерии? Потому что мы убеждены, что необходимо иметь отечественные приборы, которые позволят нам всем обладать технологической безопасностью, независимостью, для решения насущных задач здравоохранения, биотехнологии, криминалистики и других сфер».

Один из ключевых индустриальных партнеров ПИШ — ООО “Синтол”. Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института аналитического приборостроения Российской академии наук, директор по науке ООО «Синтол» Яков Алексеев рассказал о ключевых результатах взаимодействия вуза и предприятия в 2022 году:

«С помощью проекта ПИШ мы намерены привлечь квалифицированных и мотивированных молодых специалистов. Надеемся, что в результате выполнения проекта удастся привлечь в коллектив разработчиков научного оборудования Института аналитического приборостроения РАН. Во время обучения активно идет работа по сборке и наладке приборов для молекулярно-генетических исследований ПЦР в реальном времени, секвенаторов ДНК нескольких поколений. Слушатели ПИШ непосредственно работают на приборах, видят их и снаружи, и изнутри, полностью погружаются в процесс их конструирования, сборки и наладки.

ПИШ это, на мой взгляд, именно тот инструмент, который сегодня дает шанс для осуществления взаимовыгодной смычки молодых специалистов с интересной производственной практикой, которая может перерасти в дальнейшую профессию. Сколько на это уйдет времени не так важно, важнее, что этот процесс запущен, и, если нам удастся заинтересовать нашими разработками молодежь, результат непременно будет достигнут».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие направления подготовки:

  1. Подготовка квалифицированных кадров для развития биотехнологической промышленности;

  2. Разработка образовательных программ, развивающих системное и проектное мышление у выпускников школы в области биотехнологий и медицинского приборостроения;

  3. Разработка инновационного оборудования, ведущего к развитию биотехнологических систем для здравоохранения, создание новых направлений развития отечественной биотехнологии и медицины на качественно новом уровне;

  4. Разработка в партнерстве с высокотехнологичными компаниями изделий медицинского назначения для реализации государственной политики импортозамещения в сфере здравоохранения.

  5. Запуск стажировок для студентов РНИМУ в компаниях-партнерах. Первые магистранты прошли стажировку в компании ООО “Геноаналитика” «Биоинженерия и биоинформатика  орфанных заболеваний”

  6. Создана Школа по аналитическому приборостроению. Оптический NGS секвенатор. Совместный проект с компанией ООО “Синтол” и Институтом аналитического приборостроения Российской академии наук 

  7. Начата научно-исследовательская работа «Биоинженерия орфанных заболеваний»: HANGE-Seq, поиск оффтаргетов для CRISP-Cas9 редактирования. Совместный проект с ООО “Геноаналитика”

  8. С группой компании “Здопровье” начато создание образовательного пространства с использованием BIM технологии

  9. Совместно с компанией “С.П. Гелпик” начата разработка автоматизированного рабочего места врача рентгенолога на основе искусственного интеллекта.

  10. Разработан и внедрен учебный модуль по биоэтике и медицинской генетике для проведения преконцепционного скрининга. Уровень подписания информированного согласия на проведение исследования составил 95%. Подготовлены первые 300 образцов для секвенирования. Проводится в рамках научного проекта “Социогенетическая инженерия”.

  11. Отобраны пациенты (Москва, Донецк), проведен забор крови и получены iPS клетки от пациентов. Впервые в мире разработана концепция для лечения X-ALD с использованием редактирования генома. В рамках проекта “Генотерапия Х-ALD c использованием CRISP-Cas9 редактирования генома”.

Инфраструктурные изменения:

  • Организованы 2 пространства для НПК по производству геномных данных и клеточных технологий: 2 лаборатории (суммарно 230 кв метров), автоклавные, СО2 магистрали, чистые помещения для работы с клетками эукариот, блок для работы с рекомбинантной ДНК.

  • Созданы стенды для интерактивного обучения студентов в области создания оптических и полупроводниковых секвенаторов (Синтол, Геноаналитика)

  • Создано пространство для проведения технических испытаний медицинский изделий.

ПИШ РНИМУ запустил новые образовательные программы:

  1. Макетирование в промышленном дизайне медицинского оборудования. 

  2. Методология преподавания наук о жизни и человеке для инженеров. 

Какие задачи вуз планирует реализовать в 2023 году:

Подготовку программ повышения квалификации по следующим направлениям подготовки:

  • «Секвенаторы на основе полупроводникового принципа детекции»;

  • «Основы построения секвенатора ДНК с оптическим измерением сигнала флуоресценции»;

  • «Основы материаловедения медицинских изделий»;

  • «Промышленное 3D-моделирование медицинского оборудования с использованием российского ПО»;

  • «Биоинформатика и геномика».

Открытие программ профессиональной переподготовки:
  • «Биоинформатика»;

  • «Производство и медицинских изделий. Система разработки и постановки продукции на производство».

Открытие магистратуры от ПИШ РНИМУ по профилю «Клеточная и генная терапия».

Завершение работы над второй магистерской программой ПИШ РНИМУ по профилю «Биотехнические и медицинские аппараты и системы». 

002_KOR_0010_230210 (3).jpg

Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева (РХТУ им. Д. И. Менделеева)

Директор ПИШ РХТУ им. Д.И. Менделеева Игорь Сиротин подчеркнул, что на сегодняшний день ПИШ может помочь в развитии отечественного химического машиностроения: 

«Целевая модель университета включает становление РХТУ в качестве ведущего центра компетенций в области химической технологии, повышение влияния на развитие химико-технологического комплекса. Продуктами ПИШ ХИМ   являются промышленное оборудование и технологии,а  также кадры, способные не только эксплуатировать их, но и создавать. Мы ушли от «накачивания» студента информацией. Вместо этого весь период обучения мы даем командам студентов разные, в том числе нестандартные задачи. Под это мы даем знания. Уровень компетенций мы измеряем по результату проекта, а не по остаточным знаниям. Наши магистры проходят стажировки в компаниях партнерах под руководством лидеров индустрии. По окончании университета выпускники, а это не только химики-технологи, но как минимум специалисты по машиностроению, ИТ, автоматизации и управлению, смогут устроиться на работу к партнерам или в другие компании, запустить свой бизнес или остаться работать в ПИШ».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были запущены следующие разработки:

Запущены 4 R&D проекты по созданию продуктовых линеек оборудования и технологий:

  • Разработка отечественных реакторов нового поколения (химические, проточные и мембранные реакторы).

  • Разработка технологии и оборудования для производства углеродных волокон.

  • Разработка технологии и оборудования для производства полимерных волокон.

  • Разработка технологии и оборудования для получения полимерных композиционных материалов и полуфабрикатов.

А также 3 поддерживающих проекта: 

  • Создание новых продуктов химической автоматики (средств управления химико-технологическими системами

  • Создание цифровой платформы для проектирования и разработки цифровых двойников химических производств.

  • Создание цифровой образовательной платформы

ПИШ ХИМ запустил дополнительные программы профессионального образования:

Дополнительные программы профессионального образования:

  • Нелинейности в ANSYS Mechanical

  • Введение в ANSYS LS_DYNA

  • Введение в ASPEN Plus

  • Математическое моделирование химико-технологических процессов

Курсы:

  • «Технология и оборудование производства углеродных волокон и прекурсоров»

  • «Базовый курс моделирования в GIBBS» 

  • «Базовый курс моделирования в Aspen HYSYS»

  • «Цифровая сертификация изделий из полимерных и композиционных материалов»

  • «Передовые технологии аддитивного производства» 

В 2023 году в РХТУ им. Д.И. Менделеева планируется запуск 10 новых программ дополнительного профессионального образования.

002_KOR_0055_230210.jpg

Московский авиационный институт (МАИ)

Передовая инженерная школа Московского авиационного института направлена на подготовку комплексных инженеров, создающих новый облик российской промышленности. Как подчеркнул директор ПИШ МАИ Дмитрий Кайсин, школа сфокусирована на подготовке лидеров изменений, специалистов новой формации. Для этого создаётся особая среда, где инженерные междисциплинарные команды осваивают и используют инструменты управления комплексными проектами и программами проектирования полного цикла сложных технических систем, а также формирования экономически эффективных услуг на их базе.

«Передовая инженерная школа “Индустрия-2050” создана для решения задач по разработке нового поколения летательных аппаратов и комплексных услуг на их базе с использованием передовых технологий и материалов. Технологии, выбранные приоритетными, формируют набор конкурентных преимуществ аэрокосмического кластера. Это позволяет сформировать новый облик российской высокотехнологичной промышленности и подготовить востребованных инженеров-интеграторов. Школа станет площадкой для апробирования образовательных форматов, в том числе для дальнейшего тиражирования в МАИ. Мы набираем смелых в мышлении и амбициозных студентов и преподавателей, чтобы предоставить им место для профессиональной самореализации и карьерного взлета».

Один из промышленных партнеров вуза — предприятие АО «АэроКомпозит», входящее в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский отметил, что для промышленников ПИШ — уникальная площадка для подготовки нового поколения специалистов, которые в будущем определят облик российской авиации:

«В современных летательных аппаратах доля композиционных конструкций доходит до 50-60%, что требует всё более совершенных методик проектирования, моделирования, испытаний и ремонта. На это и направлены наши совместные с ПИШ МАИ проекты. 

В 2022 году состоялся первый набор на программу магистратуры “Комплексное проектирование и сертификация композитных конструкций нового поколения”, разработка и реализация которой проходила при участии сотрудников нашей компании. В рамках стажировки в нашей опытной лаборатории технологий и конструкций из полимерных композиционных материалов (ОЛТиК ПКМ) студенты прошли полный цикл изготовления изделий из композиционных материалов.

Мы заинтересованы в привлечении молодых высококвалифицированных специалистов не только на наше предприятие, но и в Конструкторские бюро ПАО “ОАК”, являющиеся нашими партнерами и заказчиками».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие разработки:

  1. Методика проектирования и сертификации композиционных конструкций методом пирамиды расчетно-экспериментальных работ с учетом всех этапов жизненного цикла изделия. Применение методики приводит к снижению коэффициентов запаса прочности и веса конструкции на 10-15%, сокращению сроков сертификации композиционных конструкций и стоимости испытаний на 30% и повышению эффективности эксплуатации и сокращение простоя российской и иностранной техники за счет внедрения новых технологий ремонта.;

  2. Создание электрического транспорта будущего путем разработки перспективных гибридов на базе газотурбинного двигателя и двигателя внутреннего сгорания, силовых установок сложных циклов, высокоэффективных электрических двигателей, современных накопителей энергии и применения альтернативных видов топлива.

  3. Разработка, адаптация и внедрение перспективных цифровых и беспилотных технологий

  4. Запущена первая программа магистратуры ПИШ МАИ – «Комплексное проектирование и сертификация композитных конструкций нового поколения».

МАИ в рамках ПИШ запустил следующие образовательные инициативы:

  1. Фундаментальное инженерное образование, управленческую подготовку и гуманитарные знания и навыки от профессоров МАИ и сотрудников индустриальных компаний-партнеров;

  2. ИТ-подготовку, компьютерный инжиниринг и работу в распределенных командах;

  3. Неклассические форматы обучения: симуляторы, создание стартапов, проектная деятельность с 1 курса;

  4. Стажировки в технологических лабораториях ПИШ и у индустриальных партнеров;

  5. Индивидуальный подход и тьюторское сопровождение каждого студента во время обучения, определение профессионального трека развития.

Какие задачи вуз планирует реализовать в 2023 году:

  • Создание испытательных стендов с целью отработки методик проектирования, производства и испытаний перспективных двигателей с несколькими источниками энергии;

  • Распространение методики проектирования и сертификации композиционных конструкций методом пирамиды расчетно-экспериментальных работ с учетом всех этапов жизненного цикла изделия на разработку, технологическое проектирование и сертификацию изделий, изготовленных методом аддитивных технологий, в целях доведения их до серийного производства, в том числе в рамках программы импортозамещения. 

003_KOR_0011_230210.jpg

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Ректор ДГТУ Бесарион Месхи рассказал, что особенностью образовательной модели ПИШ «Институт перспективного машиностроения “Ростсельмаш”» ДГТУ стала нацеленность на подготовку не отдельного специалиста, а инженерных команд:

«Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку инженеров под задачи индустриальных партнеров. Важнейшие задачи ПИШ – реализация научных проектов и связанных с ними образовательных программ для обеспечения предприятий высококлассными инженерами. Вместе с компанией “Ростсельмаш” мы работаем над созданием универсальной платформы для сельхозмашин, чтобы предприятию не приходилось выстраивать под каждый новый комбайн новую технологическую цепочку. Мы готовим инженеров, которые будут способны конструировать сельхозмашины с учетом требований времени и изменяющегося рынка. В первую очередь, инженеров-конструкторов и инженеров-расчетчиков для сельскохозяйственного машиностроения». 

Ключевой партнер ПИШ ДГТУ — группа компаний «Ростсельмаш». Руководитель инженерной школы «Институт перспективного машиностроения “Ростсельмаш”», директор технического центра компании «Ростсельмаш» Юрий Алексаков отметил, что ДГТУ формирует образовательные программы с учетом потребностей компании, что обеспечивает их актуальность и целевое назначение.

«Совокупность фундаментальных академических и прикладных знаний предопределяет четкое усвоение и закрепление программ. Важно отметить, что наши сотрудники участвуют не только в составлении образовательных программ, но и в непосредственном преподавании отдельных дисциплин по этапам жизненного цикла продукции и стандартам предприятия. Кроме того, компания реализует большую инвестиционную программу по расширению модельного ряда. Она направлена на удовлетворение запросов аграриев, работающих в различных климатических зонах России и зарубежья.

Благодаря ПИШ и разнообразию направлений, охватывающих полный функционал техники, таких как механика, редукторы и трансмиссии, гидравлические, электрические и электронные системы, запланировано трудоустройство всех без исключения студентов. В результате соотношение молодых специалистов из Ростовской области и других регионов кардинально изменится и составит уже 80% и 20% соответственно – это наша цель», — прокомментировал Юрий Алексаков.

Кратко об итогах:

Студенты ИПМ «Ростсельмаш» в рамках проекта «Пластиковые направляющие транспортера наклонной камеры» решали задачу повышения износостойкости материала в 3 раза. На данный момент получены следующие результаты: сформировано техническое задание, составлена программа – методика испытаний, выполнены окончательные расчеты, разработана 3D-модель стенда, выполнена сборка компонентов модели.

Кроме того, студенты работают над улучшением системы выгрузки зерна из бункера комбайна в транспортное средство. В рамках проекта «Стенд редукторов системы выгрузки» был проведен анализ механизмов, приводящих в действие элементы конструкции (электродвигатель, шкивы ременной передачи, ремни, балансирная машина, муфта втулочно-пальцевая), а также проведены расчеты с целью нагружения редукторов. 

В рамках работы над стендом «Пластиковые подшипники соломо-половонабивателя» студенты ИПМ «Ростсельмаш» оценили возможность замены деревянных подшипников на пластиковые, что может улучшить работу соломотряса, повысить его презентабельный вид и удешевить стоимость. Результаты задачи были представлен на защите в полной мере, студентами были выполнены все этапы проектной работы. 

В 2022 году были введены 2 программы бакалавриата, 5 программ магистратуры и 4 программы ДПО, которые направлены на формирование компетенций в области конструирования машин, необходимых для реализации научных проектов ПИШ, а также обеспечение кадровых потребностей группы компаний «Ростсельмаш» и других предприятий РФ, производящих мобильные сельскохозяйственные машины. 

Задачи для реализации в 2023 году включают:

  • проведение исследований воздушных потоков в системе очистки зернового вороха перспективного семейства зерноуборочных комбайнов нового типа с гибридной схемой;

  • исследование, связанное с системой автовождения на круговом треке полигона для ускоренных испытаний техники;

  • проектирование и прочностные расчёты единой модульной масштабируемой платформы зерноуборочных комбайнов с автоматизацией сепарации и обмолота и беспилотным управлением;

  • запуск новых образовательных программ бакалавриата и программ магистратуры, а также реализацию программ ДПО для обучающихся по программам технологической магистратуры, преподавателей, инженеров Ростсельмаш.

001_KOR_0003_230210.jpg

Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ)

Руководитель ПИШ УУНиТ «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов отметил, что главной задачей инженерной школы университета является обеспечение технологического суверенитета авиационной, ракетной и транспортной отрасли Российской Федерации.

«Мы решаем как традиционные задачи в этих областях, так и создаем уникальные перспективные решения с точки зрения гибридных силовых установок, электрических силовых установок для пилотируемой и беспилотной авиации, а также силовых установок, которые способны работать на альтернативных видах топлива и водороде. Наши ключевые устремления – это развитие новых идей, способных перевернуть мир, людей, способных развивать, воплощать и использовать эти идеи, а также создание новых уникальных продуктов, воплощающих новые идеи в реальность. Мы готовим новых системных инженеров, способных создавать, разрабатывать, производить, эксплуатировать и продавать уникальные высокотехнологичные продукты для авиационной, ракетной и транспортной отраслей», — рассказал Вячеслав Вавилов. 

Подготовка в ПИШ «Моторы будущего» связана с направлениями электродвижения, новыми перспективными летательными аппаратами и транспортными средствами. В рамках этих направлений осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов по следующим направлениям магистратуры: «Современные цифровые системы в электротехнике», «Транспортные энергосистемы», «Электроэнергетика и электротехника» по профилям «Технологии электродвижения» и «Интеллектуальные СЭС», а также в рамках программы специалитета по направлению «Специальные электромеханические системы».

Кратко об итогах:

За период реализации проекта в 2022 году были достигнуты следующие результаты:

  • открыто 2 новых научно-производственных пространства для разработки и изготовления новых перспективных электрических машин, сервоприводов и систем их управления для отечественных летательных аппаратов и транспортных средств;

  • изготовлено более 20 изделий для промышленности, в частности, резервный генератор для системы автоматического управления для двигателя ВК-1600 и стабилизатор к нему, первая в России система ГСУ, обладающая не достижимыми ранее характеристиками. Начата реализация серийного производства продукции в интересах АО «УЗГА», ПАО «КАМАЗ»;

  • создано 150 высокотехнологичных рабочих мест и выстроен план по увеличению структуры до 300 рабочих мест в 2023 году;

  • запущена работа большого научно-исследовательского центра мирового уровня в области авиационных электрических машин в регионе.

Работа с высокотехнологичными компаниями-партнерами ПИШ «Моторы будущего», среди которых ПАО «КАМАЗ», АО «СЭГЗ», НТЦ КОМПАС, АО «ОДК», выстроена по двум направлениям. В рамках образовательной политики созданы совместные студенческие конструкторские бюро и научно-технологических лаборатории. С точки зрения работы по направлению «наука-промышленность» инженерная школа УУНиТ задает направления научно-исследовательской повестки индустрии. Например, с прошлого года были запущены периодические дайджесты о главных достижениях в сфере электродвижения для рассылки партнерам. 

Глобальная цель ПИШ «Моторы будущего» на 2023 год — усиление технологического и кадрового суверенитета авиационной отрасли РФ путем увеличения охвата российского рынка исследований и разработок в области электрических машин и их систем управления до 4%, создания 280 высокотехнологических рабочих мест в регионе, разработки и поставки не менее 25 агрегатов для гражданских самолетов, а также привлечения финансирования на исследования и разработки в интересах бизнеса. При этом главной отличительной особенностью ПИШ «Моторы будущего» является ее продуктовая направленность и постоянное взаимодействие с индустриальными партнерами.

003_KOR_0055_230210.jpg

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ)

Руководитель УПИШ УрФУ Валентина Овчинникова рассказала, что инженерная школа создана в Екатеринбурге для решения задач цифровой трансформации машиностроения и металлургии — как в направлении создания решений, так и в подготовке специалистов в интересах предприятий:

«Решение стратегически важной для промышленности задачи открывает для наших студентов — бакалавров, магистрантов и тех, кто поступает на программы переподготовки — возможность не только пройти подготовку по передовым инженерным направлениям, но и заниматься научными исследованиями в интересах ведущих предприятий, будучи интегрированными в контур их разработок. Таким образом, на любом этапе формирования карьеры они могут получить актуальные знания и навыки в области цифровых производственных технологий. Разумеется, это возможно только при тесном сотрудничестве отраслевых специалистов, академических институтов и университета. В конечном счете, мы говорим о совершенно новом типе инженерной подготовки».

Ключевыми партнерами УПИШ УрФУ являются ПАО «Камаз», АО «Уралгидромаш», АО «Уральский турбинный завод» и другие ведущие промышленные предприятия.

Кратко об итогах:

Разработан виртуальный полигон для апробации работы систем управления электропитанием автономных транспортных средств на литий-ионных аккумуляторных батареях, проведены расчетные исследования для создания линейки новых дизельных двигателей и спроектирован технический облик двигателя V-образной линейки. 

Завершены опытно-конструкторские работы по разработке комплекта взаимосвязанных цифровых моделей для двигателя Р6. В интересах ЕВРАЗ-НТМК разработаны модели, алгоритмы управления и прогностические модели технического состояния электрооборудования предприятия, а также создана математическая модель расчета режимов работы сети теплоэнергоснабжения.

В 2022 году студенты начали обучение по программе бакалавриата «Системный анализ и управление», а также программе магистратуры «Системный инжиниринг». 133 человека из числа участников управленческих команд и профессорско-преподавательского состава УПИШ прошли повышение квалификации, в том числе на базе предприятий-партнеров и вендоров российского инженерного программного обеспечения.

Задачи для реализации в 2023 году:

Цель УПИШ УрФУ в этом году — создание интегрированной научной и образовательной среды. Будет проведен набор по еще одной программе бакалавриата и пяти программам магистратуры, разработанным совместно с индустриальными партнерами.

К особо значимым научным проектам 2023 года можно отнести следующие:

  • «Разработка интеллектуальной системы мониторинга производственных процессов на основе анализа и обработки больших массивов данных с целью сокращения простоев технологического оборудования линии непрерывного стана»;

  • «Разработка математической модели авиационного газотурбинного двигателя малой тяги»;

  • «Разработка расчетной модели оксерадиальной турбины для твердотопливного энергоблока малой мощности и высокой топливной эффективности»;

  • «Создание математических цифровых моделей расчета параметров установившихся электрических режимов в системах электроснабжения металлургических предприятий и предварительный анализ режимов» и продолжение проекта по «Разработке линейки дизельных двигателей V8, V12, V16».

003_KOR_0098_230210.jpg

Университет Иннополис

Первый проректор — заместитель директора Университета Иннополис, руководитель Передовой инженерной школы Искандер Бариев рассказал, что основная цель инженерной школы российского ИТ-вуза — подготовить новое поколение инженеров для ускоренной разработки и внедрения отечественного программного обеспечения.

«Передовая инженерная школа Университета Иннополис открывает перед студентами возможности учиться по новым разработанным инженерным программам, стажироваться и получить работу в компаниях-партнёрах проекта: VK, Ростелеком, Газпром и Газпромнефть. Сотрудники университета будут находиться в постоянном диалоге с индустрией, что важно для подготовки будущих ИТ-специалистов и успешной преподавательской карьеры. А индустрия — получит разработанные комплексные решения в области программного обеспечения, важнейшим из которых станет создание технологий автогенерации кода на базе ИИ.

Выполнение задачи подготовки нового поколения инженеров восполнит дефицит ИТ-специалистов уровня middle и выше в стране и обеспечит технологическую независимость в создании программных продуктов, востребованных во всех отраслях экономики России», — отметил Искандер Бариев. 

Сотрудничество с индустриальными партнёрами передовой инженерной школы Университета Иннополис проходит по многим направлениям, в том числе в разработке и актуализации образовательных программ, формировании технических требований по реализации фронтирной задачи и написании совместных научно-исследовательских работ. 

Инженеры из компаний-партнёров проходят повышение квалификации и переподготовку по новым программам ДПО, в том числе по программе «Подготовка преподавателей-практиков из высокотехнологичных компаний», благодаря которой смогут эффективно передавать свои знания студентам ПИШ и активно участвовать в образовательном процессе.

Кратко об итогах:

Совместно с партнёрами проекта разработаны 12 программ высшего и дополнительного профессионального образования. По 8 новым программам дополнительного образования обучили инженеров, профессоров, управленцев и менеджеров компаний. Переподготовку и повышение квалификации прошли 11 преподавателей. На базе высокотехнологичных компаний - партнёров прошли стажировку 18 студентов - магистров Университета Иннополис. 

В рамках технологической задачи инженерной школы университет поставил перед собой амбициозную цель — к 2030 году создать 5 технологических решений для ускоренной разработки российского ПО. В 2022 удалось запустить работы по всем пяти этапам фронтирной задачи ПИШ: провести предпроектные исследования, сформировать команды и подготовить концепцию по созданию технологических решений на базе искусственного интеллекта и защитить концепцию перед индустриальными партнёрами.

Завершена предпроектная подготовка по разработке двух новых технологических решений: сервису хранения и версионного контроля программного кода и системы постановки задач и управления процессом разработки. По сервису хранения кода разработана первая версия продукта.

Задачи для реализации в 2023 году:

Планируется увеличить количество специалистов, прошедших обучение по

программам дополнительного профессионального образования, до 1,3 тысячи человек к концу года. 

Приём студентов по 4 новым программам высшего образования. Результатом станет набор на программы бакалавриата и магистратуры студентов, которые будут обучаться кибербезопасности, инженерии, технологиям искусственного интеллекта по современным методикам. 

В планах на 2023 год — предоставить возможность стажировки в компаниях-партнёрах ПИШ 30 магистров для получения практического опыты в индустрии.

В рамках фронтирной задачи — начать эксплуатацию разработанных сервисов хранения и версионного контроля программного кода и системы управления процессом разработки и продолжить работу по созданию 3 программных решений для ускоренной разработки программного обеспечения с использованием технологий искусственного интеллекта.

003_KOR_0008_230210.jpg

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

Директор ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ Гузель Капитонова рассказала о привлечении талантливой молодежи к обучению в инженерной школе:

«Как и для большинства небольших городов, для нас свойственна проблема, связанная с оттоком кадров, в первую очередь, конечно же, молодежи. Поэтому для нас передовая инженерная школа – один из инструментов решения этой проблемы. И, как раз ПАО «КАМАЗ» предоставляет нам реальные боевые задачи, которые позволяют притянуть, как магнитом, к нам, в Набережные Челны, в филиал КФУ, побольше талантливых детей.

В области образования специфика обусловлена тем, что все направления подготовки полностью совпадают с потребностями, которые есть у «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, и кроме того, привлекаем со стороны «КАМАЗа» специалистов, которые в этих направлениях работают. У нас есть молодые специалисты-преподаватели, которые уже принимают активное участие в деятельности передовой инженерной школы».

Ирек Гумеров, заместитель генерального директора — директор по развитию ПАО «КАМАЗ» — ключевого партнера ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ, отметил, что в рамках инженерной школы предприятие получит квалифицированные кадры, увлеченные инженерными задачами. За счет софинансирования будет создана инфраструктура для исследований в области инженерии и достигнуты научно-технические результаты. 

«В ПИШ КФУ реализуются три основных направления инженерной подготовки. Первое – это интеллектуальный транспорт. Разработка автомобилей требует большого объема работ по программированию, по изучению методов искусственного интеллекта и машинного обучения. Для этого мы создаем технические кадры, которых еще сегодня нет в Набережных Челнах, и решаем множество технических задач. 

Второе направление – автомобили и транспорт с низким углеродным следом. Мы планируем создать новое поколение электробусов, электромобилей, рассматриваем и реализуем уже водородные автобусы и автомобили на водородном топливе, на топливных элементах. То есть, практически шаг за шагом мы будем реализовывать, вовлекая передовые инженерные школы в такие темы. 

Третье направление – это новые материалы и новые технологии. Это более прагматичное и для создания, и для производства таких продуктов направление», рассказал Ирек Гумеров.

Кратко об итогах:

  • Введены две новые образовательные программы: бакалавриат – 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, профиль «Наземный электротранспорт»; магистратура – 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника, профиль «Автономные энергетические системы». 

  • 20 студентов проходят обучение по программе бакалавриата, 13 студентов – по программе магистратуры.

  • 55 ППС Набережночелнинского института КФУ и 59 сотрудников ПАО «КАМАЗ» прошли повышение квалификации.

  • Студенты ПИШ прошли стажировку в ПАО «КАМАЗ» и в ФГУП «НАМИ».

Задачи для реализации в 2023 году:

В ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ будут разработаны и внедрены 5 новых образовательных программ. Также планируются работы по созданию прототипа интеллектуальной системы управления беспилотными транспортными средствами для внутризаводской доставки грузов ПАО «КАМАЗ». В рамках проекта по созданию образовательных пространств будут запущены новые лаборатории. Рост количества регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности ПИШ «Кибер Авто Тех» в 2023 году должен составить почти 20%.

003_KOR_0033_230210.jpg

Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ)

Директор ПИШ КНИТУ «Промхимтех» Руслан Палей подчеркнул, что локомотивом взаимодействия государства, университета и предприятий в ПИШ КНИТУ выступают научные разработки и новый формат подготовки кадров – цифровых инженеров, цифровых технологов и инноваторов:

«В подготовке инженеров в рамках нашей ПИШ мы реализуем образовательный процесс в тесной связи с научными разработками и фронтирными исследованиями для нефтегазохимической отрасли, стремимся дать обучающимся новые сквозные и цифровые компетенции для того, чтобы нарастить кадровый потенциал предприятий нефтехимии и привлечь их к участию в разработке промышленных химических технологий на опережение. Цели и задачи нашей ПИШ полностью соответствуют стратегии научно-технологического развития России и национальным целям Российской Федерации и позволяют реализовать     цифровую трансформацию промышленности, обеспечить устойчивость технологических цепочек, создать индустрию малотоннажной химии».

Олег Сапаев, заместитель генерального директора по образовательным проектам ООО «РТСИМ» — индустриального партнера ПИШ КНИТУ отметил, что в 2022 г был реализован первый проект ПИШ «ПромХимТех» совместно с компанией-партнером по обучению магистрантов в сетевом формате.

«В сентябре 2022 года был проведен кейс-чемпионат между студентами по пуску и получению продукта на компьютерном тренажере установки разделения бутанов с параллельным отраслевым чемпионатом PetroChemSkills, организованным компанией СИБУР. В Казани в течение пяти часов победу над техникой одерживали студенты, а в Нижнекамске параллельно – представители компании СИБУР. С одной стороны, это стало для студентов возможностью прокачать необходимые цифровые компетенции, а с другой – сравнить, насколько студенты уступают или даже могут превзойти по образовательным показателям уже действующих специалистов крупной компании. Эти активности и внедрение в различные дисциплины наших компьютерных тренажеров позволило выявить  активных, талантливых и умных студентов КНИТУ, которые затем были трудоустроены в нашу компанию», — рассказал о проекте Олег Сапаев.

Кратко об итогах:

В 2022 году значительная часть исследований в рамках ПИШ касалась изучения свойств продуктов и материалов малотоннажной химии, развития методик и техник реинжиниринга, применения цифровых технологий в исследованиях:

  • для ПАО «ГАЗПРОМ» выполнены работы по цифровому моделированию, способам и методикам оценки состояния трубопроводов и теплового оборудования;

  • для OOО «СИБУР» значимой работой были исследования по освоению производства спиртов с применением нового катализатора. Эта технология – новая для России, а предприятие СИБУРа является единственным в стране производителем данных продуктов;

  • совместно с IT-компаниями в рамках ПИШ стартовал проект «Промышленная метавселенная»: сформирована дорожная карта проекта с выходом на прототип в 2024 году. Проект входит в состав пяти инициативных проектов ПИШ.

Кроме того, 256 сотрудников КНИТУ повысили квалификацию на площадках высокотехнологичных компаний, в ведущих российских университетах, университетах развития и передовых инженерных школах, 40 преподавателей прошли стажировки на предприятиях по востребованным промышленными партнерами направлениям. По новым программам повышения квалификации и профессиональной подготовки обучение прошли более 120 инженерных работников не только предприятий-партнеров ПИШ КНИТУ, но и других предприятий нефтегазохимической отрасли. 20 сотрудников ВТК (высокотехнологичных компаний) – промышленных партнеров начали обучение в магистратуре ПИШ.

Задачи для реализации в 2023 году:

В рамках деятельности ПИШ «ПромХимТех» планируется формирование проектного формата научных исследований, внедрение процессов управления деятельностью ПИШ, принятых в корпоративном секторе. Отдельное направление работы — интеграция ПИШ с департаментами развития высокотехнологичных компаний. Кроме того, планируется выход на разработку конкурентных технологий, их коммерциализацию, включая продажи лицензий.

002_KOR_0010_230210 (4).jpg

Самарский национальный исследовательский университет имени С. П. Королева (Самарский университет им. Королева)

Директор Передовой инженерной аэрокосмической школы «Интегрированные технологии в создании аэрокосмической техники» Самарского университета им. Королёва Ткаченко Иван подчеркнул, что фронтирная инженерная задача, которая ставится перед школой, – это разработка комплексных решений по ускорению процессов создания и модернизации изделий аэрокосмической техники, а также подготовка инженерных кадров:

«Экономике нашей страны сегодня как никогда нужны высококвалифицированные инженерные кадры новой формации, способные решать сложные технологические задачи для обеспечения технологического суверенитета России. ПИАШ Самарского университета им. Королёва готовит уникальные междисциплинарные команды специалистов с метакомпетенциями для высокотехнологичных компаний аэрокосмической отрасли. Участие в проекте обеспечило университету дополнительные возможности для реализации передовых идей и разработок – как в организации учебного процесса, так и в научных исследованиях».

Павел Чупин, генеральный конструктор ПАО «ОДК – Кузнецов» — индустриального партнера ПИАШ Самарского университета им. Королева рассказал, что особое внимание уделяется профессиональным стажировкам, поскольку это основа для опережающей адаптации будущих инженеров на предприятии и для их участия в научно-исследовательских работах уже сейчас, в процессе обучения.

«Наше предприятие заинтересовано в высококлассных, разносторонне подготовленных инженерных кадрах. В осеннем семестре 2022 года мы организовали стажировку для магистрантов ПИАШ. Нами была разработана очень насыщенная, разносторонняя программа, которая позволила студентам познакомиться с двумя предприятиями Объединенной двигателестроительной корпорации – “ОДК – Кузнецов” в Самаре и “ОДК – Сатурн” в Рыбинске. В стажировку также вошли занятия в ведущих вузах России – Московском авиационном институте (национальный исследовательский университет) и Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого», — прокомментировал Павел Чупин.

Кратко об итогах:

Запущены процедуры конкурсного отбора студентов, а также преподавательского состава и научных работников. Обучение ведется по пяти новым образовательным программам: 

Магистратура

  • «Автоматизация и инновации в проектировании и производстве авиационной техники»

  • «Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении»

Бакалавриат
  • «Перспективные ракетно-космические комплексы»

  • «Проектирование электронно-вычислительных средств» 

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
  • «Промышленный дизайн производственной линии»

На сегодняшний день в ПИАШ Самарского университета им. Королёва обучается более 70 студентов. И подготовку инженеров, и научно-исследовательские работы ПИАШ ведет, прежде всего, в интересах индустриальных партнеров. Предприятия организуют стажировки в различных форматах, а также определяют тематику научно-исследовательских проектов, которые выполняет коллектив ПИАШ.

В 2022 году в интересах индустриальных партнеров ПИАШ Самарского университета им. Королёва выполнила 11 различных исследований и работ, в числе которых:

  1. Разработка конструкторско-технологических решений роботизированной сборки малых космических аппаратов нано-класса.

  2. Разработка комплексной интегрированной технологии аддитивного производства деталей авиационно-космической техники из отечественных металлических порошков.

  3. Разработка программного обеспечения для проектирования технологического процесса инкрементального формообразования осесимметричных изделий с равномерной толщиной стенок.

  4. Разработка гибкой роботизированной производственной ячейки для магнитно-импульсной обработки материалов.

По этому спектру разработок в 2022 году получены два патента, представлена одна полезная модель, разработаны 11 компьютерных программ, программных модулей и библиотек. Кроме того, в 2022 году по заказам предприятий было выполнено НИОКР на сумму свыше 103 млн рублей.

Задачи, реализация которых продолжится в 2023 году:

Ожидаемыми результатами деятельности ПИАШ Самарского университета им. Королёва до 2030 года должны стать не менее 15 новых образовательных программ, более 1,3 тыс. выпускников ПИАШ, трудоустроенных на предприятиях аэрокосмической отрасли, не менее 15 новых, современных образовательных пространств, два опытно-экспериментальных производства.

012_KOR_0034_230210.jpg

Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ)

Директор ПИШ «Цифровое здравоохранение, нейротехнологии и биотехнологии» СамГМУ Антон Иващенко рассказал, что университет проектирует и воплощает качественно новую модель современного медицинского технологического университета. 

«Важнейшая задача — активно интегрировать наши технологии и разработки в образовательный процесс. Ее решение потребовало реализации новой модели инженерного образования для здравоохранении. В связи с этим деятельность Передовой медицинской инженерной школы СамГМУ направлена на создание высокотехнологичных экспортно-ориентированных продуктов на основе комбинированного владения инженерными и медицинскими компетенциями.

В рамках медицинской инженерной школы планируется реализация четырех программ магистратуры: “Инженерия искусственного интеллекта”, “Телемедицина и системы поддержки принятия врачебных решений” (направление «Информатика и вычислительная техника»), “Биоинженерия и биотехнические системы” и “Биотехнология”, а также 10 программ дополнительного профессионального образования по подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для медицинской промышленности и сферы информационных технологий», — прокомментировал Антон Иващенко.

Андрей Ушаков, генеральный директор ООО «МЕДТЭК» — стратегического индустриального партнера ПИШ СамГМУ, добавил, что сотрудничество с университетом позволяет построить сеть межотраслевых взаимодействий с привлечением разработчиков новых производственных технологий и поставщиков уникального сырья:

«Передовая инженерная школа СамГМУ способна стать центром притяжения инженерных кадров, местом обмена знаниями и компетенциями, генерации новых идей. Наше участие видится, прежде всего, в роли экспертов и наставников. В настоящее время разрабатывается образовательная программа по направлению «Биоинженерия», в рамках которой мы совместно с университетом закладываем освоение новых компетенций на стыке инженерных и медицинских наук.

Наша компания привлекает обучающихся для выполнения НИР и ОКР в рамках совместных проектов в НИИ бионики и персонифицированной медицины и в Центре серийного производства СамГМУ. Там оснащены высокотехнологичные рабочие места и созданы все условия для исследований и разработок. В прошлом году на базе СамГМУ был разработан и изготовлен модульный ревизионный эндопротез голеностопного сустава. Это первый опыт в России, когда сырье и производство полностью отечественное. Эндопротез успешно установлен пациенту в клиниках СамГМУ. Мы рассчитываем на дальнейшее развитие этого направления в ПИШ».

Кратко об итогах:

В 2022 году разработано две новые программы магистратуры по инженерии искусственного интеллекта и телемедицине, которые успешно прошли лицензирование. 24 человека повысили квалификацию на базе высокотехнологичных компаний – разработчиков программного обеспечения и Сколковского университета науки и технологий. Создано и оснащено 6 лабораторий и 40 высокотехнологичных рабочих мест в интересах компаний.

К настоящему времени в Передовой медицинской инженерной школе СамГМУ успешно завершил обучение 51 человек по программе профессиональной переподготовки «Цифровизация в здравоохранении». В результате они выполнили 7 инновационных разработок. 8 магистрантов прошли стажировку на базе высокотехнологичной ИТ-компании.

Все исследования и разработки медицинской инженерной школы укрупнены по пяти направлением в продуктовой логике. По каждому направлению развернута медицинская и инженерная деятельность совместно с партнерами – высокотехнологичными компаниями. 

Задачи для реализации в 2023 году:

Запланирован прием на две новых программы магистратуры и разработка еще двух программ, принципиально новых для инженерного образования. Студенты смогут участвовать в современных научно-практических разработках на фронтире биоинженерии и биотехнологий.

Планируется активное развитие двух важных тем: инновационное производство модульных эндопротезов совместно с компанией “МЕДТЭК” и реабилитационных устройств нейростимуляции спинного мозга совместно со Сколковским университетом науки и технологий. Решение этих задач важно для обеспечения технологического суверенитета страны в области медицинской инженерии.

002_KOR_0006_230210.jpg

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана)

Российский космонавт-испытатель, директор ПИШ МГТУ им. Н.Э. Баумана Олег Артемьев рассказал о том, каких специалистов готовит вуз совместно с промышленными партнерами в рамках программы:

«Бауманская передовая инженерная школы будет выпускать новый класс специалистов – системных инженеров ракетно-космической техники. МГТУ им. Н.Э. Баумана ведет обучение по большинству направлениям подготовки ракетно-космической отрасли. Отличительной особенностью школы является пересборка междисциплинарных коллективов и научных групп вокруг новых и актуальных проектов и программ с участием предприятий. Таким образом, отрасль получает актуальные для нее научно-технические результаты, специалистов в области системной инженерии».

Кратко об итогах:

В 2022 году в рамках Передовых инженерных школ были реализованы следующие разработки: Исследование облика аппаратуры и разработки ПО для малого космического аппарата для решения задач АЗН-В и создания перспективных методов определения параметров движения техногенных космических объектов. Кроме того, промышленный партнер АО «ЦНИИмаш» передал специалистам вуза вакуумную камеру и комплектом оборудования для создания «имитатора космоса» с целью проведения исследования спутников новых материалов, двигателей и спутников

МГТУ имени Н.Э. Баумана в рамках ПИШ запустил образовательную программу «Системное проектирование в ракетно-космической отрасли» (магистратура), 9 студентов которой прошли стажировки на предприятиях отрасли с наставниками, а повышение квалификации по направлению системной инженерии и управлению проектами прошли 100 сотрудников Университета.

В 2023 году университет планирует открытие трех специальных образовательных пространств, ведет разработку 14 программ высшего образования и ДПО. Также МГТУ им. Н.Э. Баумана рассчитывает на плотную интеграцию предприятий отрасли в деятельность ПИШ.
001_KOR_0005_230210.jpg


Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ)

Руководитель передовой инженерной школы НГУ «Когнитивная инженерия» Сергей Головин отметил, что школа ставит своей целью подготовку инженеров, способных к преодолению технологических вызовов общества на основе применения фундаментальных научных знаний с использованием современных методов организации и ведения научно-технологического бизнеса. 

Высокотехнологичные компании Академгородка на фронтире технологий и продуктов, дают прямой заказ на выпускников НГУ, с сильным фундаментальным образованием и ориентацией на создание полезных продуктов. Постановка ценностей, сочетание разных типов мышления: системного, исследовательского, инженерного, продуктового, творческого – то, что является новым для НГУ и, возможно, отличает нас от других инженерных школ. Мы относимся к этой задаче как к стартапу со множеством экспериментов, взаимодействий и обратных связей. Чтобы формировать свои лучшие практики, мы системно исследуем лучшие практики инженерии вообще и используем результаты на постоянное улучшение нашего подхода к образованию. Помимо обучения на специальных и общеинженерных курсах, студенты должны стать мыслящими, «когнитивными» инженерами, способными рефлексивно оценивать происходящее, мыслить нешаблонно, уметь переносить лучшие решения из одних областей в другие. Во время учебы в нашей магистратуре студенты будут обучаться на решении реальных задач либо в составе действующих команд, либо через генерацию собственного проекта”, - рассказал Сергей Головин.

Ключевой партнер ПИШ - «Медико-биологический Союз» (МБС). Учредитель компании Михаил Лосев отметил, что участие в проекте создания Передовой инженерной школы для МБС - это социальная и бизнес-инвестиция: 

Как предприниматель, имеющий опыт создания и управления бизнесами на основе научных знаний и инженерных решений, я очень хорошо понимаю ценность и необходимость среды для данной деятельности. Принципиально важны качество среды – качество людей, направленных на созидание, и количественная характеристика среды – концентрация людей, идей и различных компетенций. Чтобы Новосибирск и Академгородок развивались как ведущий научно-технологический центр, необходимо вкладываться в развитие среды, кратно увеличивать количество людей, созвучных по ценностям. А такие люди сами создадут необходимое количество стартапов, компаний, технологий, продуктов, приведут необходимый объем «правильных» инвестиций в проекты и развитие территории.

Мы понимаем, какой тип мышления надо добавить умным выпускникам НГУ, чтобы они стали лучшими инженерами, архитекторами новых технологий. Мы создаем прорывные продукты в области биотехнологий и завели два своих наиболее прорывных проекта для реализации внутри ПИШ, чтобы проводить через них ребят и давать им правильные компетенции и ценности”.

Кратко об итогах:

В рамках сотрудничества с технологическими партнерам ПИШ НГУ заключила соглашения о проведении НИОКР на общую сумму более 75 млн рублей. 

Запущено 7 совместных с партнерами проектов: 

  • три проекта по направлению «Аэрокосмическое приборостроение»: проекты с АО «ИСС», касающиеся технологий автоматизации мониторинга бортовых спутниковых систем с применением современных сенсорных устройств, разработки и апробация элементов сквозной технологий спутникового интернета вещей путем организации пилотных зон передачи данных из удаленных и обширных территорий (совместно с АО «Норильск-Телеком»), проект с АО «ОДК» по технологической платформе оптимизации технических устройств на основе суррогатного моделирования».

  • два проекта по направлению «Биологические сенсорные системы» с ООО «МБС» по созданию платформы рационального дизайна олигонуклеотидов и платформы для прототипирования микрофлюидных технологий.

  • два проекта с Научно-Техническим центром «Газпром нефти» по направлению «Геофизические системы для нефтегазовой отрасли», касающиеся интеллектуального анализа геофизических данных для повышения точности геологических моделей месторождений углеводородов и математического моделирования процессов интенсификации нефтедобычи.

Для студентов были организованы две стажировки в Научно-Техническом центре «Газпром нефти» (г. Санкт-Петербург). Участники стажировок прослушали курс «Гидродинамическое моделирование в tNavigator» от специалистов компании, работали над индивидуальными проектами под руководством кураторов-наставников из компании, познакомились с корпоративными регламентами и бизнес-процессами.

На базе ПИШ действует три магистерских программы – «Нефтяной инжиниринг и математическое моделирование», «IT-геофизика» и «Моделирование нефтегазовых систем», – на которых уже обучается 25 студентов.

В рамки деятельности ПИШ включены 65 бакалавров, обучающихся в Инженерной школе Механико-математического факультета НГУ. Им доступны предметные курсы, читаемые на магистерских программах под кураторством ПИШ, студенты ИШ ММФ привлекаются к выполнению проектов ПИШ. 

По программам ДПО от ПИШ НГУ в 2022 году обучались сотрудники АО «ИСС», НТЦ «Газпром нефти», а также студенты СПбПУ и НГТУ.

Задачи для реализации в 2023 году включают:

  • Увеличение числа студентов и трансформацию проектной деятельности на магистерской программе «Космическое и специальное приборостроение».

  • Создание программы ДПО «Технологические применения методов искусственного интеллекта»: разработана программа курса, достигнута договоренность об обучении сотрудников АО ОДК в 2023 году.

  • Формирование и запуск новой программы бакалавриата на ММФ НГУ «Новая механика», а также трех программ магистратуры. 

001_KOR_0041_230210.jpg

Поиск