Передовые инженерные школы — путь к технологической независимости

22 августа 2022 года в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Передовые инженерные школы — путь к технологической независимости». Участники — представители Минобрнауки России, ректоры университетов, создающие на базе своих вузов инженерные школы, и представители академического сообщества обсудили вопросы развития федерального проекта «Передовые инженерные школы», а также его важность для модернизации российской экономики.

«Проект „Передовые инженерные школы“ призван ликвидировать дефицит современных инженерных кадров в ведущих отраслях страны. В 2022 году на базе 30 университетов созданы и запущены новые образовательные программы, созданы специальные образовательные пространства, предоставлены гранты для прохождения стажировки для студентов в компаниях — партнерах передовых инженерных школ», — рассказал директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин.

Ирина Жукова, и. о. директора ФГАНУ «Социоцентр», отметила, что федеральный проект «Передовые инженерные школы» поддерживает университеты вне зависимости от их ведомственной принадлежности, что позволяет решить масштабные задачи, стоящие перед обществом.

«Основная особенность проекта — это трансформация содержания инженерного образования и методологии преподавания за счет активного вовлечения высокотехнологичных компаний в повестку работы передовых школ для совместной выработки решений на глобальные вызовы, которые наиболее остро стоят перед целыми отраслями российской промышленности.

Стоит отметить, что объем поступившего софинансирования от высокотехнологичных компаний-партнеров, направленный на реализацию программ создания и развития передовых школ в 2022 году, превысил выделенный из федерального бюджета, а в реализации новых образовательных программ активно принимают участие ведущие инженеры-практики, которые сегодня развивают нашу промышленность, — все это указывает на высокий интерес индустриальных партнеров к развитию проекта», — подчеркнула Ирина Жукова.

Отличительной особенностью реализации проекта «Передовые инженерные школы» является создание на базе НИЯУ МИФИ методического центра по сопровождению проекта. Как отметил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, основная задача — это определение лучших образовательных и деятельностных практик, которые могут быть транслированы на всю систему инженерного образования страны. 

«Мы говорим о новом уровне инженерного образования и предполагаем крайне важным отобрать лучшие практики на уровне университета, системы подготовки абитуриентов и работы индустриальных партнеров с этими кадрами, чтобы в горизонте названных сроков словосочетание „российский инженер“ звучало так же сильно, как и сто лет назад», — сказал Владимир Шевченко.

Ректор ТПУ Дмитрий Седнев обратил внимание участников беседы на тот факт, что вуз формирует школу как кросс-индустриального оператора технологий не для одной отрасли энергетики, а для всего комплекса — атомной, нефтегазовой, угольной и электроэнергетики. Цифра для этих стратегических отраслей — вопрос технологического суверенитета, эффективности и безопасности.

«Разработки, которые решают задачу внедрения высоких технологий и современных инженерных решений в сельское хозяйство, — это именно то, чего ждут сегодня российские аграрии от ученого сообщества и от государства», — прокомментировал ректор ДГТУ Бесарион Месхи, отмечая значимость федерального проекта «Передовые инженерные школы» для отечественной экономики

Ректор Псковского государственного университета Наталья Ильина рассказала, что ее вуз ведет тесное сотрудничество с ведущими университетами Республики Беларусь. Реализация совместных проектов на базе передовой инженерной школы ПсковГУ позволит создавать внутренние инженерные продукты, а также реализовать международные проекты, обеспечивающие мобильность квалифицированных кадров и национальный суверенитет.

«Работая на фронтире медицинских инженерных разработок, мы остро ощущаем дефицит инженерно-медицинских кадров в индустрии. Поэтому мы встали на путь создания собственной передовой инженерной школы по направлению Life Science. Глубокое понимание медицины позволит инженерам перейти на новый уровень решения медицинских задач и обеспечить технологический суверенитет в области передового оборудования и программных продуктов для здравоохранения», — отметил руководитель передовой инженерной школы СамГМУ Антон Иващенко.

Стоит отметить, что в работе круглого стола приняли участие не только руководители университетов, создающих на базе своих вузов инженерные школы, но и обучающиеся, и молодые ученые, которые вовлечены в реализацию проекта в своих университетах, отметив особенную роль данного проекта в части поддержки молодежи внутри университета и создания новых возможностей для самореализации и занятия наукой.

Напомним, что к 2024 году планируется запуск более 500 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с высокотехнологичными партнерами. Более 2,5 тысяч выпускников будут трудоустроены в ведущие индустриальные компании страны и станут драйверами становления технологического суверенитета России.

Поиск