Передовая инженерная школа (ПИШ) «Кибер Авто Тех» Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) расположена в Казанской промышленной агломерации. Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий только этой территории — более пяти тысяч человек. В этих целях в КФУ будут обучать инженеров — разработчиков автономных (беспилотных) транспортных средств нового поколения, высокоэффективных двигателей на неуглеродном топливе, цифрового моделирования и управления производственными экосистемами. Все это позволит университету сформировать комплекс эффективных решений для реализации национальных целей и приоритетов научно-технологического развития страны.
Основные направления ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ:
- развитие радиоэлектроники и схемотехники, проектирования электронных устройств;
- формирование научно-технологической базы для развития производств функциональных материалов и других видов продукции средне- и малотоннажной химии;
- разработка сенсорных систем и методов обработки сенсорной информации, взаимодействия технических систем и человека;
- создание высокотехнологичных продуктов с применением искусственного интеллекта, конвергентных и междисциплинарных технологий;
- разработка технологий в области экологического развития и климатических изменений, направленных на повышение эффективности использования материалов и увеличение доли их повторного использования, снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Руководитель ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ — доктор технических наук, доцент Хисамутдинов Равиль Миргалимович.
«Последовательно расширяя сеть партнерств и консорциумов с ключевыми российскими центрами автомобилестроения и фокусируясь на озвученных задачах и направлениях, мы собираемся к 2025 году отработать и запустить в серию технологию производства электрических грузовых автомобилей с отечественными аккумуляторами. Также школа представит тиражируемое решение в сфере организации цифровых производств. К 2026 году совместно с индустриальными партнерами планируется наладить выпуск беспилотных грузовиков и продемонстрировать первые промышленные решения по водородным топливным элементам. К 2030 году школа предложит оригинальную отечественную технологию изготовления и эксплуатации водородных двигателей и батарей», — рассказал Равиль Хисамутдинов.
«В результате реализации этого проекта мы ожидаем не только решения наших приоритетных научно-исследовательских задач и появления новых современных образовательных программ. Мы видим в этом проекте возможность значительно усилить научный и образовательный потенциал нашего региона, привлечь и закрепить таланты», — поделился генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин.
«Совместно с ПАО „КАМАЗ“ мы выбрали три задачи, которые собираемся решать в рамках создания передовой инженерной школы: интеллектуальный автомобиль, автомобиль с низким/нулевым углеродным следом, технологии интеллектуального производства. Сейчас на первый план выходит вопрос ускоренного формирования технологического суверенитета за счет интенсификации процессов импортоопережения по критически важным компонентам, а также обеспечения технологического рывка в рамках глобальных инженерных задач Индустрии 5.0. Именно на решение этих задач и направлена наша концепция. Индустрия 5.0 предполагает совершенно новое поколение инженеров», — подчеркнул ректор КФУ Дмитрий Таюрский.
Стратегическим партнером ПИШ «Кибер Авто Тех» КФУ стала группа высокотехнологичных компаний ПАО «КАМАЗ».