Совещание о ходе реализации и результатах инициатив социально-экономического развития России до 2030 года

Федеральные проекты по направлению «Наука» — их два — направлены на технологический суверенитет страны. Один из показателей суверенитета — это присутствие России в десятке сильнейших стран по науке. Сейчас наши заделы позволяют нам на этом уровне удерживаться, но в рамках федпроектов мы ставим более амбициозные цели.

Чтобы поднять на принципиально новый уровень инженерную подготовку, мы создадим 30 передовых инженерных школ. С другой стороны, будем развивать предпринимательство в университетах, чтобы инженерные разработки становились новыми высокотехнологичными решениями, развивали экономику страны.

Начинаю с федпроекта Минобрнауки — «Передовые инженерные школы». Михаил Владимирович, в прошлый четверг в ходе Вашего визита в Воронежскую область на самолётостроительном предприятии и в цеху концерна «Созвездие» Вы лично убедились, что отрасль испытывает потребность в инженерных кадрах. Также встречались с талантливыми инженерами во время Ваших поездок (вспомните «Пензенские моторы», или Иркутский авиазавод, или двигатели «КамАЗ» в Набережных Челнах), и всегда речь идёт не только о машиностроении, но и о новых инженерных кадрах, которые необходимы сегодня практически во всех отраслях. Например, в генетике. Вчера было опубликовано поручение Президента о создании механизма оперативного внедрения в промышленное производство генетических технологий. Так вот, федпроект «Передовые инженерные школы» как раз нацелен на ликвидацию разрыва между спросом и предложением высококвалифицированных кадров.

Работа стартовала с августа прошлого года. Мы определили требования для таких передовых инженерных школ. Был сформирован пул высокотехнологичных компаний — партнёров проекта, куда вошли такие компании, как, например, «Росатом», «РЖД», «Газпром нефть» и другие, где высокая степень компетенций. Создали группу экспертов для проведения конкурсного отбора, и этот конкурс запустим в апреле, буквально через пару месяцев.

В результате мы создадим 30 инженерных школ нового поколения в партнёрстве с высокотехнологичными компаниями. Это партнёрство изменит весь образовательный процесс: студенты будут учиться на реальных задачах, передовые школы будут использовать реальных практиков. При этом преподаватели пройдут повышение квалификации в формате длительной стажировки в технологическом бизнесе. Одновременно запустим встречный процесс, когда будем привлекать действующих инженеров к преподаванию в вузах.

Мы рассчитываем подготовить в течение восьми лет не менее 10 тысяч специалистов, и уже в этом году запустили пилот для лучших студентов магистерских программ. В 2025 году первые 1,5 тысячи выпускников магистратуры пойдут работать в компании, которые практически их обучали, а к 2030 году их будет уже около 40 тысяч. Это внесёт очень существенный вклад в достижение национальных целей. Мы делаем большую ставку на выпускников этих школ, которые помогут нам обеспечить продвижение страны с 10-го места (цель была в десятке быть) на 8-е место по объёму исследований и разработок. Также они включатся в работу в высокотехнологичных компаниях, которые будут обеспечивать реальный рост экспорта несырьевых и неэнергетических товаров. А это целевой показатель национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», и он очень амбициозный, его надо будет увеличить на 70% к 2030 году.

Следующий федеральный проект в блоке цифровой трансформации — это «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли». Его основная задача — сформировать у молодого поколения цифровые компетенции, начиная со старших классов, в перспективе вообще преодолеть разрыв между требованиями работодателей и уровнем кандидатов. Это позволит поддержать баланс спроса и предложения на рынке труда, потому что сейчас этот рынок, конечно, очень сильно перегрет.

В вузах — участниках программы «Приоритет 2030» уже создаются «цифровые кафедры», на которых студенты смогут освоить IT-компетенции и стать лидерами цифровой трансформации в различных отраслях экономики. В 2022 году в 106 вузах на «цифровые кафедры» будут зачислены уже более 80 тысяч студентов, к 2024 году — более 385 тысяч студентов. В итоге к 2030 году допквалификацию по IT-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов.

И конечно, такое увеличение количества квалифицированных IT-кадров напрямую будет влиять на достижение целевого показателя «Цифровая зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы» и одного из показателей национальной цели «Цифровая трансформация».

Сейчас нам не хватает, по расчётам, примерно 1 миллиона специалистов, и мы уже реализуем федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», увеличивая количество бюджетных мест в вузах по IT-специальностям, повышаем качество образовательных программ, которые сами составляем в своих подведомственных вузах.

Есть у нас ещё проект «Цифровые профессии», по нему люди получают дополнительное IT-образование, государство делает им скидку 50% на обучение программированию и по различным IT-направлениям, а вот этими новыми федеральными проектами мы усиливаем работу с вузами и школами. После завершения обучения 240 тысяч школьников пойдут учиться на IT-специальности в вузы, и более 385 тысяч выпускников, обученных на «цифровых кафедрах», выйдут на рынок в сферу IT, они будут крайне востребованы.

Мы будем отслеживать трудоустройство выпускников «цифровых кафедр», и высокий процент успешного трудоустройства будет для нас показателем того, что мы грамотно составили программу обучения. Точно так же будем смотреть, какой процент школьников с IT-компетенциями продолжат обучение в вузах.

Все перечисленные меры позволят суммарно закрыть этот дефицит в горизонте до 2030 года.

Источник: Правительство России

Поиск