Оперативное совещание Михаила Мишустина с вице-премьерами

Михаил Мишустин,
Председатель Правительства Российской Федерации

Ещё один важный вопрос — об обеспечении экономики страны высококвалифицированными техническими специалистами. Эта задача стала жизненно необходимой в условиях внешних санкций. России крайне важно в кратчайшие сроки достичь технологической независимости, которая базируется на крепкой и диверсифицированной промышленности.

 
У нас в стране всегда была самая сильная инженерная школа. И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями. В ходе отчёта Правительства в Государственной Думе подробно затрагивали тему интеграции науки, бизнеса и образования. Правительство запускает федеральный проект по созданию 30 передовых инженерных школ на вузовских площадках в различных регионах страны.

 
Молодые специалисты должны перенимать знания и умения по обслуживанию сложных систем у профессионалов высочайшего класса. Идея такого наставничества принадлежит начальнику одного из сборочных цехов завода «Пермские моторы». Мы общались с ним во время посещения этого предприятия. Теперь есть конкретное решение.

 
В целом на эти задачи в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие» в течение трёх лет предусмотрены значительные средства — свыше 36 млрд рублей.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д. Чернышенко), доложите, пожалуйста, подробнее, как планируется реализовать этот проект.



Дмитрий Чернышенко, 
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Уважаемый Михаил Владимирович! Действительно, совместно с Минобрнауки мы уже приступили к его реализации. В текущих условиях мы сфокусируем работу запускаемых инженерных школ при поддержке ведущих российских предприятий, которые испытывают потребность в кадрах, прежде всего в тех областях, где нам именно сейчас нужно наращивать компетенцию, — это микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и многие другие критически важные для нас направления, — что будет работать на экономический суверенитет нашей страны.

Для подготовки такой инженерной элиты, как Вы сказали, мы в вузах создаём так называемые передовые инженерные школы. Мы их формируем именно в партнёрстве с нашими высокотехнологичными компаниями, такими, например, как «Яндекс», «Ростех», «РЖД», КамАЗ, «Синара», где высокий уровень компетенций международного уровня. Они расположены в конкретных регионах. И часть обучения будет проходить как раз на производственных площадках лучших предприятий, которые находятся в непосредственной близости.

 
Стержень обучения — это решение прорывных инженерных задач по заданию самих компаний в партнёрстве с ними, что крайне интересно нашим ребятам. Цель состоит в том, чтобы получившие высокую квалификацию выпускники региональных вузов, которые пройдут обучение по этим инновационным программам, остались работать в своём родном регионе — как Вы в Перми видели — на предприятиях конкретного промышленного сектора экономики. Вопрос участия компаний в этом проекте обсуждается. В частности, о нём уже шла речь на площадке РСПП.

 
Что очень важно, школы будут оснащены по высшему классу. Там будут суперэкспериментальные лаборатории, цифровые фабрики, технопарки с опытными производствами, современным оборудованием, мощными вычислительными системами, с хорошим российским прикладным программным обеспечением. Что будет на уровне, и, может, даже выше, тех предприятий, куда пойдут потом работать специалисты по направлениям цифрового проектирования, моделирования: робототехника, искусственный интеллект, большие данные, цифровые двойники, электротранспорт, возобновляемая энергетика и так далее.
И уже в мае этого года по результатам конкурсного отбора мы определим 30 вузов, на базе которых будут созданы эти пилотные передовые инженерные школы. В дальнейшем их будет около ста. И до конца года будут разработаны 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров. Но ключевая задача на данном этапе — это ускоренная подготовка профессорско-преподавательского состава и привлечение инженеров-практиков к преподаванию в школах нового формата. То есть преподаватели сами должны быть на уровне ведущих специалистов предприятий и даже выше.

 
Вы сказали, Михаил Владимирович, о существенном финансировании данного проекта из федерального бюджета. Но также хотел подчеркнуть, что мы рассчитываем и на партнёрство с нашими высокотехнологичными компаниями — это позволит привлечь и внебюджетные инвестиции, потому что они заинтересованы в этом даже больше, чем мы.

 
Сейчас мы видим, что они заявили порядка 1,5 млрд рублей на внебюджетное финансирование. Думаю, что, когда мы начнём работать, эта сумма будет увеличиваться. И эффект от этой программы мы уже увидим, я думаю, к 2024 году, когда выпускники передовых школ придут работать в российские компании. К 2030 году в планах — обеспечить переподготовку и стажировку 10 тысяч преподавателей и выпустить более 40 тысяч высококлассных специалистов для отечественной экономики, чтобы можно было масштабировать этот наработанный потенциал для более чем 100 технических вузов нашей страны.

 
Уважаемый Михаил Владимирович, реализация проекта на постоянном контроле Правительства. Уверен, что новые инженерные кадры будут способны отвечать на глобальные вызовы, владеть наукоёмкими и универсальными инженерными знаниями.


Источник: Правительство России

Поиск