25 июня Социоцентр и МИФИ провели для вузов вебинар «Реализация программ развития передовых инженерных школ: лучшие практики и отчетность». Мероприятие положило начало диалогу между вузами, уже имеющими опыт создания ПИШ, и теми, которые только планируют подать заявку на участие в проекте. Вебинар стал возможностью для университетов ближе познакомиться с проектом накануне новой волны отбора в 2026 году.
В ходе вебинара эксперты детально разобрали, чем успешные практики ПИШ отличаются от временных инициатив. Вместо отдельных мероприятий важно выстраивать непрерывную систему, включающую постоянное взаимодействие с предприятиями, регулярное обновление программ под потребности промышленности и планомерную работу по обмену опытом между вузами.
Георгий Тихомиров, заместитель директора ИЯФиТ НИЯУ МИФИ, выделил ключевые аспекты получения статуса «Передовая инженерная школа»: «Статус ПИШ может получить университет, имеющий прочные связи с индустриальными партнерами, готовыми инвестировать в подготовку кадров и научные исследования. Особое внимание должно быть уделено необходимости подготовки специалистов через их участие в актуальных фронтирных и импортоопережающих проектах».
Георгий Тихомиров провел историческую параллель, напомнив об отлаженной в советское время и утраченной в 90-е годы системе взаимодействия вузов с отраслями промышленности, и указал на важность восстановления этого диалога в современных условиях. В качестве одного из уже достигнутых положительных эффектов ПИШ он выделил разработку и апробацию новых форматов сотрудничества с индустриальными партнерами, а также создание площадок для обмена лучшими практиками по всем направлениям инженерной деятельности. В заключение подчеркнул необходимость развития сетевого взаимодействия между университетами через различные форматы — как электронные платформы, так и очные мероприятия, такие как конференции и семинары.
Заместитель руководителя секретариата вице-премьера, член Совета по ПИШ Антоний Швиндт, продолжая дискуссию о лучших практиках ПИШ, отметил одну из ключевых задач проекта: «Одна из важнейших задач ПИШ еще с момента старта проекта заключается в том, чтобы лучшие практики, реализуемые в школах, получили широкое распространение в системе инженерного образования. Речь идет не просто о локальных успехах отдельных университетов, а о создании механизмов тиражирования эффективных моделей подготовки кадров для всей страны».
Особое внимание спикер уделил долгосрочной устойчивости проектов: «Анализируя отчеты передовых инженерных школ первой волны, мы оценивали не только текущие достижения, но и жизнеспособность этих моделей после завершения государственной поддержки. Ключевой вопрос — как настроить работу так, чтобы наработки не остались в стенах одного университета, а были адаптированы другими вузами, а сами школы сохранили динамику развития без бюджетного финансирования».
Подводя итог дискуссии, можно отметить, что предстоящий отбор в проект ПИШ в 2026 году требует от вузов уже сейчас начать выстраивать стратегию долгосрочного сотрудничества с индустриальными партнерами. Успешный опыт первых участников проекта показал, что ключом к устойчивости стали объединение образования с реальными производственными задачами, создание системы тиражирования лучших практик, развитие сетевого взаимодействия между вузами. Государство со своей стороны ожидает, что разработанные модели сохранят эффективность и после завершения грантовой поддержки.
С 2025 года проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».