В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого завершилась масштабная Всероссийская студенческая олимпиада по прикладной механике с международным участием.
Всероссийская студенческая олимпиада по прикладной механике — одно из ключевых мероприятий по популяризации знаний и расширению кругозора студентов в области прикладной механики — ежегодно проводилась с 1999 года вплоть до 2020 года и была возрождена в 2025 году.
Студенты соревновались в решении задач из области теоретической механики и сопротивления материалов, проявляли на практике свои конструкторские умения в различных соревнованиях, получали новые знания о цифровых технологиях в инженерной деятельности на мастер-классах. Участники мероприятия посетили площадки высокотехнологичных компаний — партнеров передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», познакомились с богатой историей и достижениями Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также побывали в лабораториях, научно-технологических пространствах и центрах Экосистемы технологического развития СПбПУ и других подразделений вуза, где им были продемонстрированы передовые разработки, ставшие основой для инновационных решений в промышленности.
Председатель жюри и идеолог олимпиады, профессор кафедры «Прикладная механика» Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Алексей Покровский прокомментировал олимпиадные задания: «Оригинальность первой задачи на растяжение-сжатие состояла в том, что искомое перемещение определялось в авторском решении по теореме Кастелиано, а не традиционным способом, что значительно сложнее. Сложность задачи на изгиб бруса с абсолютно жесткой вставкой состояла в том, что жесткие элементы встречаются, как правило, в задачах на растяжение-сжатие, а на изгиб — практически не встречаются. Третья задача предусматривала умение студентов решать задачи с нагревом в условиях сложного напряженного состояния при наличии контактного взаимодействия. Четвертая задача была посвящена статике. Оригинальность задачи заключалась в том, что для тела сложной формы определялось положение опоры на основании теоремы о трех силах. В пятой задаче по кинематике студентам предстояло догадаться, как из геометрических соображений определить горизонтальное перемещение точки, а по ней — угловую скорость стержня. В задаче № 6 по динамике нужно было сообразить, что для вычисления скорости и ускорения тела необходимо использовать теорему об изменении кинетической энергии».
Победителями в личном зачете стали:
I место — Сухоносенко Владимир Борисович, студент Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана;
II место: Курзанов Александр Дмитриевич, студент Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана;
III место:
· Дикарёв Илья Александрович, студент Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана;
· Григорьев Артём Владиславович, студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
В командном зачете I место заняли сразу 9 команд:
1) команда Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана;
2) команда Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого;
3) команда Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета;
4) команда Пермского национального исследовательского политехнического университета;
5) команда Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королёва;
6) команда Южно-Уральского государственного университета (НИУ);
7) команда Калининградского государственного технического университета;
8) команда Дальневосточного государственного университета путей сообщения;
9) команда Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков выразил уверенность, что Всероссийская студенческая олимпиада по прикладной механике вновь будет важнейшим ежегодным событием в сфере подготовки инженеров будущего, развития передовых цифровых и производственных технологий, а также укрепления технологического лидерства России.
Мероприятие проводилось при поддержке Минобрнауки России, Ассоциации технических университетов и Федерального учебно-методического объединения по направлению «Машиностроение» на базе передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ.
С 2025 года проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».