Кадровое обеспечение технологического лидерства

24 апреля в Санкт-Петербурге в рамках выставки-форума «Госзаказ» Минобрнауки России провело стратегическую сессию «Кадровое обеспечение технологического лидерства», которая затронула вопросы развития инженерного образования в России — в частности, проекта «Передовые инженерные школы» — и подготовки высококвалифицированных кадров. 

Цель мероприятия — обсуждение стратегических задач кадрового обеспечения ключевых отраслей экономики для достижения национальных целей, а также роли взаимодействия между образовательными учреждениями, индустриальными партнерами и государством. 

Модератор дискуссии, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов подчеркнул, что понятие «технологическое лидерство» — это комплексный показатель, отражающий способность разрабатывать, внедрять и использовать передовые технологии. Для достижения высокого показателя нужна мощная база — это высококвалифицированные кадры. 

«Важные методы для повышения эффективности работы вузов и привлечения труда молодежи — это развитие передовых инженерных школ, программы “Приоритет-2030” и студенческих конструкторских бюро при вузах», — подчеркнула врио заместителя директора департамента Минобрнауки России Наталья Стреблянская.

Спикеры обозначили задачи кадрового обеспечения: развитие инженерного образования, модернизация стандартов и направлений подготовки, гибкость образовательных траекторий и обновления требований к университетам. Каждый из них сделал акцент на важных направлениях. Представители вузов поделились своими наработками в области прикладного образования, а представители индустрии рассказали о наработках в сфере целевого обучения.

Ректор Российского технологического университета МИРЭА Станислав Кудж отметил, что вуз ведет серьезную профориентационную работу со школьниками начиная с 10-го класса. В университете действует детский технопарк, который ежегодно принимает около 10  тыс. человек.

«Необходимо создавать систему студенческих конструкторских бюро — так у вузов будет больше заказчиков, большее количество партнеров, а студенты будут вовлекаться в проектную работу, в том числе смогут на этом зарабатывать, а также уже в ходе учебы получить ценные практические навыки, которые помогут гораздо быстрее оказывать конечную пользу», — рассказал заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСИС Алексей Карфидов.

Подводя итог дискуссии, можно отметить, что спикеры затронули ключевые вопросы, касающиеся усиления технического образования: как университеты могут адаптироваться к требованиям, связанным с достижением технологического лидерства; какую роль играют вузы в развитии регионов; какие основные проблемы и вызовы сегодня есть у университетов в части развития инженерно-технического образования; как проекты ПИШ и кампусы мирового уровня способствуют решению задач, связанных с технологическим лидерством. Участники выработали практические рекомендации, которые станут основой для дальнейших шагов в развитии кадрового потенциала для технологического лидерства нашей страны.

С 2025 года проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках национального проекта «Молодежь и дети».



Поиск