Возможности и барьеры ПИШ обсудили в МИФИ

4 марта на площадке Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» состоялось заседание Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования. В мероприятии приняли участие представители органов государственной власти и Минобрнауки России, ректоры вузов и руководители передовых инженерных школ, представители ФГАНУ «Социоцентр». 

Темой дискуссии стали образование и технологическое лидерство России в сегменте передовых инженерных школ. Участников Совета поприветствовал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. Он кратко рассказал о миссии и перспективах развития проекта ПИШ, а также о том, какие эффекты он оказывает на экономику и систему высшего образования в России. В своем выступлении он отметил, что инженеры сегодня в значительной степени являются теми, кто определяет будущее техносферы нашей страны. И с этой точки зрения, то внимание, которое в последнее время уделяется направлению технологического лидерства, не может пройти мимо университетов.

О платформе технологического предпринимательства рассказала заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Виктория Маковеева.

«На сегодняшний день создано 60 точек кипения в различных университетах. Ежегодно 100 тысяч студентов проходят тренинги предпринимательских компетенций, после чего они полностью выстраивают свой проект в рамках стартапа. С прошлого года мы начали интеграцию проекта ПИШ в таком формате. при подаче заявки университеты уже указывают те проекты, которые будут проверяться в рамках акселерационных программ. И это помогает студентам разрабатывать проекты, востребованные рынком», — подчеркнула она. 

Участники встречи много говорили о нехватке стажировок для студентов ПИШ. Об этом в своем выступлении рассказал модератор заседания, заместитель Директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. По его словам, объем стажировок недостаточен и для студентов магистратуры, и для тех, кто обучается на программах ДПО. Также он отметил, что сегодня вузы-участники проекта зачастую ориентированы в своей работе именно на предприятия своего региона и не работают с промышленностью по всей стране.

О работе с «Татнефть» и реализацией инженерного образования в рамках ПИШ АГНИ говорил ректор и руководитель ПИШ АГНИ Александр Дьяконов. Он отметил, что сегодня обучение в школе построено таким образом, что студенты после обучения приходят на производство и говорят: «Забудьте о том, как вы работали, теперь мы будем работать, как нас учили».

«Сегодня мы формируем экосистему образования с нашим партнером — компанией «Татнефть». Мы понимаем, что важна школьная подготовка, что мы не сможем обеспечить высшее образование, не подойдя соответствующим образом к школьному образованию. Мы изменили систему подготовки кадров для развития модели инженерного образования. И сегодня мы за два года создаем команду инженеров разной направленности. Это геологи, геофизики, разработчики, механики и др. Они постоянно проходят стажировки и вместе работают над проектами в исследовательских лабораториях» — подчеркнул Александр Дьяконов.

Подводя итоги встречи, несколько слов о реализации проекта ПИШ сказала первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Российской Федерации Ксения Горячева

«Когда мы говорим об инженере будущего, мы должны этот опыт перенимать, вбирать в себя. И тогда студент, к которому вы приходите в лабораторию, он должен связывать свой путь инженера с тем, что уже было до него, и быть продолжателем. Ведь он не как сорняк среди поля растет, он не без корней. И мы действительно должны сегодня больше думать о том, а что мы предлагаем студенту, чем он занимается, куда его может привести образовательный процесс. И главное — какой временной вектор ему нужен для достижения результата и чем вуз может измерить этот результат», — считает Ксения Горячева.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск