В передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского государственного университета команда студентов разрабатывает технологию укрепления кулачков распределительного вала автомобильного двигателя. Технология поможет автолюбителям продлить срок службы двигателя и снизить затраты на его содержание. Испытание разработки пройдет на производственной площадке АО «АВТОВАЗ» — генерального партнера ПИШ «ГибридТех».
Студенты ТГУ ведут активную работу над проектом «Создание износостойкого слоя поверхности кулачков распределительного вала», в котором с помощью метода лазерного упрочнения укрепляют поверхностный слой рабочей поверхности кулачков. Распределительный вал — «диспетчер» двигателя. Он служит для синхронизации тактов работы мотора, впуска подготовленной топливной смеси и выхода отработавших газов.
Разработка повысит износостойкость мотора и уменьшит расходы владельцев автомобилей на обслуживание двигателя. Руководителями проекта стали студент третьего курса Института машиностроения ТГУ Александр Толстых и начальник бюро спецпроцессов в службе главного технолога Инженерного центра LADA Сергей Иванов. Научным руководителем выступил технический директор инновационно-технологического парка ТГУ Павел Огин.
«Наша работа заключается в увеличении моторесурса двигателя для владельцев отечественных автомобилей. Конечно, идеально было бы запустить проект в этом году, но так как работа над созданием защитного слоя очень трудоемкая, то времени на реализацию уходит достаточно много. На данный момент у нас уже запланировано испытание в лаборатории АВТОВАЗа. Мы с командой работаем над тем, чтобы наш проект был реализован как можно скорее», — рассказал Александр Толстых.
В ближайшее время АВТОВАЗ передаст студентам ТГУ три распределительных вала для нанесения укрепляющего слоя. После чего в Инженерном центре LADA проверят технологию. Если защитный слой, разработанный в ТГУ, пройдет испытания, АВТОВАЗ и ТГУ обсудят внедрение инновации в реальное производство.
Директор инновационно-технологического парка ТГУ Сергей Говорухин отметил, что цель проекта — увеличение гарантийного срока на деталь двигателя внутреннего сгорания, задача проекта — использование технологии термических циклов лазерной обработки для увеличения поверхностной твердости кулачков газораспределительного механизма. ТГУ располагает компетенциями в этой области и имеет необходимое оборудование для проведения работ по проекту.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».