В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» в России в 2024 году работает 50 передовых инженерных школ. Их главная цель — подготовка инженерного спецназа и решение фронтирных задач в интересах индустриальных партнеров.
Что нового привнесла или сможет привнести передовая инженерная школа в жизнь университета? Что нужно сделать, чтобы ПИШ стала эффективной площадкой для подготовки элитных исследовательских кадров в университетах и на предприятиях индустриальных партнеров? Как кооперация ПИШ и отрасли вносят вклад в российскую науку и в достижение технологического лидерства?
Эти и другие вопросы обсуждали молодые ученые, представители передовых инженерных школ и Методического центра ПИШ НИЯУ МИФИ на круглом столе, посвященном реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы».
Модератором дискуссии выступил ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимир Шевченко. Он призвал к неформальному, «непарадному» разговору и смелым высказываниям и обратил внимание, что проект, который стартовал в 2022 году, был нацелен на решение задач технологической независимости и импортозамещения. Сегодня на повестке дня вопрос, как переносить лучшие практики ПИШ на другие вузы и надо ли это делать, что является лучшей практикой, достойной масштабирования, в чем состоит внутреннее изменение содержания инженерного образования.
В фокус внимания участников разговора также попали проблемы, связанные с исследовательским треком студента в университете и новыми исследовательскими подразделениями. Впрочем, все выступающие были едины в одном: проект ПИШ состоялся, школы работают, готовы к любым вызовам, подготовка высококвалифицированных инженеров должна начинаться еще со школьной скамьи.
В случае Питерского Политеха можно четко видеть, как важен эффект масштаба — когда небольшая по формату ПИШ способна не только сформулировать яркие идеи, но и масштабировать их. Олег Рождественский, заместитель руководителя ПИШ «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, поделился реальными достижениями и планами. Помимо развития цифровых технологий, ставка в ПИШ делается и на другие направления. Так, наряду с активной работой студенческого конструкторского бюро создано школьное конструкторское бюро. Ведь люди, которые приходят в инженерное дело мотивированными и хорошо подготовленными, начинали все это еще в школьную пору через технопарки, кружки робототехники и прочие практики, которые дали им возможность впоследствии стать высококвалифицированными специалистами.
В методический совет ПИШ Питерского Политеха включили представителей индустрии. Кадровики компаний активно участвуют в обсуждении, помогая сформировать образ того инженера, которого ждут на производстве.
Около 50 компетенций для ГК «Росатом» дает ПИШ МГТУ имени Н. Э. Баумана. Как отметил ее исполнительный директор Алексей Подчуфаров, взаимодействие с предприятиями строится в ПИШ по самым разным направлениям. Так, например, порядка 15 программ реализуется в инженерной школе Бауманки, акцент делается на междисциплинарные команды. Такая системная работа позволяет совместными усилиями решать задачи и отвечать на те вызовы, которые стоят перед космической отраслью.
О вкладе в региональную повестку и ежегодной перезагрузке ПИШ рассказал Александр Виноградов, директор Передовой инженерной школы Университета ИТМО. По его словам, ПИШ для университета, который начал активно развивать свое подразделение в Альметьевске, — это не только новая модель работы, это еще и новый подход работы с академическим научным сообществом. «Мы даем фронтирных передовых ученых, меняя сознание — и наше, и индустриальных партнеров. Наш главный вклад — это смена философии: для нас ПИШ — это новый инструмент развития наших студентов, ученых и партнеров», — отметил спикер.