Студенты ПИШ ПНИПУ создали новый технологический продукт

Студенты магистратуры передовой инженерной школы «Высшая школа авиационного двигателестроения» ПНИПУ успешно защитили диссертации в новом для системы российского образования формате — «технология как диплом». Анна Костычева, Михаил Ладыгин, Максим Мартюшов и Юрий Фофанов представили к защите проект «Разработка створки реверсивного устройства из полимерных композиционных материалов».

Практическая часть работы выполнялась на производственных участках АО «ОДК-Авиадвигатель». Особый интерес представляют исследования технолога-испытателя Михаила Ладыгина. Он спроектировал и собрал лабораторную установку, отличающуюся от существующих низкой стоимостью проведения испытаний, возможностью добавлять необходимые модули, малыми габаритами и весом, а также разработал методику испытаний для выявления электрокоррозии: данная методика позволяет проводить ускоренные испытания по оценке химической реакции объекта исследования.

«Я заинтересовался проблемами применения новых композитных материалов, которые во многом определяют технологичность будущего изделия в целом. Одна из таких проблем — коррозия между алюминием и углепластиком. Применение алюминиевых заполнителей в составе конструкции изделий мотогондолы позволило бы снизить общую массу, тем самым увеличив энергоэффективность летательных аппаратов. Так появилась моя цель — дать первичную качественную оценку возможности совместного применения алюминия и углепластика в изделиях из полимерных композиционных материалов. Изучение существующих научных работ на эту тему подтвердило, что для моих экспериментов необходимо оборудование, которое обладает высокой стоимостью и ограниченной доступностью. Тогда я решил сконструировать и собрать лабораторную установку самостоятельно», — рассказал Михаил Ладыгин.

Если говорить об отличительных особенностях, установка обладает замкнутым контуром течения воды. Конструкция является модульной — при проведении экспериментов можно добавлять или убирать отдельные модули. Установка не требует квалифицированного персонала, так как управляется максимально просто. Конструкция имеет малые габариты (1500 на 500 мм) и сравнительно небольшой вес (12 кг).

«Для проведения эксперимента была составлена программа испытаний, где подробно изложены принцип работы установки и методика проведения экспериментов. Мой эксперимент длился десять суток (240 часов), и в течение всего этого времени контролировались параметры температуры в камере, водности и кислотности раствора, внешнего вида образцов. Конечно, разработка сейчас дает лишь качественные результаты и закономерности взаимодействия алюминия и углепластика, однако позволяет быстро и дешево исследовать большое количество вариантов. Это помогает сократить производственные и временные затраты на этапе создания эскизного проекта», — добавил Михаил Ладыгин.

Практическая значимость коллективной работы магистров заключается в создании новой технологии изготовления створки реверсивного устройства с учетом исключения возможных производственных ошибок.

Также студенты разработали новую конструкцию формообразующей технологической оснастки и образцов-спутников, необходимых для контроля качества итогового изделия; предложили новый подход к оценке статической прочности изделия и создали новые конструктивно-подобные элементы для настройки и калибровки дефектоскопического оборудования.

Студенты уже выпустились, трудоустроились и сегодня решают производственные задачи на предприятии АО «ОДК-Авиадвигатель». Михаил Ладыгин работает в отделе главного технолога. Молодой специалист занимается разработкой новых технологий, связанных с термопластичными полимерами: сварка, 3D-печать, ремонт изделий. Максим Мартюшов занимает должность инженера-конструктора: разрабатывает детали для мотогондолы авиационных перспективных двигателей, входит в состав рабочей группы по созданию тары для оперативной перевозки воздухозаборника. Анна Костычева как конструктор-расчетчик проводит оценку статической прочности конструкции воздухозаборника мотогондолы маршевой силовой установки с перспективным двигателем в рамках мероприятий по снижению массы мотогондолы. Юрий Фофанов на позиции конструктора-расчетчика участвует в разработке противообледенительной системы для воздухозаборника, а также проводит аэродинамические расчеты.

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поиск