«Развитие отечественной инженерной школы является важнейшим направлением сегодня с точки зрения подготовки кадров» — слова Президента России Владимира Путина, сказанные два года назад, практически перевернули отношение к профессии инженера. На повестке дня — совершенствование методов профессиональной ориентации будущих инженеров, а также их подготовки по специальностям с учетом новых научно-технических направлений.
Прогрессивное образование, ориентированное на запросы конкретной отрасли, ультрасовременные лаборатории и молодые люди, по-настоящему увлеченные своим делом и твердо знающие, чего они хотят, — вот то, что характеризует передовые инженерные школы (ПИШ). На сегодняшний день по всей стране функционируют 50 ПИШ. Как эти школы качественно меняют образование и повышают престиж инженерной профессии, рассказывают их выпускники. А мы продолжаем цикл статей на эту тему.
Передовая инженерная школа «Институт перспективного машиностроения Ростсельмаш» функционирует на базе Донского государственного технического университета.
Обучение в ПИШ, созданной в тесном сотрудничестве с лидером отрасли — компанией «Ростсельмаш», — это уникальная возможность получить высшее образование в области агротехнического машиностроения, которое соответствует требованиям ведущих работодателей в этой сфере.
Студенты учатся, работая над реальными проектами, и получают не только знания, но и опыт, который позволяет стать востребованными специалистами на рынке труда.
Подробнее о передовой инженерной школе рассказал ее директор, Владислав Пигенко:
«В 2024 году наш институт выпускает первых студентов, прошедших обучение по образовательным программам экспериментальной магистратуры. Студенты на протяжении двух лет выполняли сложные технические задачи от ключевого предприятия-партнера — компании “Ростсельмаш”, проходили практики и стажировки в конструкторских бюро, смогли полностью погрузиться в профессию, тем самым усилив свою компетентность. По итогам выпускных квалификационных работ мы убедились в правильном подходе к обучению инженера новой формации, построенном на симбиозе фундаментальной теоретической подготовки и большом объеме производственных задач. Мы получили качественный образовательный результат, который намерены совершенствовать в будущем».
Евгений Новик, выпускник направления «Мехатроника и робототехника ИПМ “Ростсельмаш”» поделился мнением об обучении:
«Главным достоинством ИПМ “Ростсельмаш” является тот факт, что знания, полученные в ходе теоретических занятий, есть возможность применять сразу на практике, работая над проектами, которые нам дают с первого курса, тем самым закрепляя полученные навыки. Также повышается мотивация к обучению за счет того, что результат своей работы мы можем наблюдать в “железе”. Одним из важнейших отличий от классического образования я считаю обратную связь с преподавательским составом и руководством ИПМ “Ростсельмаш”, что позволяло из семестра в семестр улучшать качество обучения. Также не возникает проблем с совмещением работы и учебы, все учитывается в расписании. И в принципе нет никаких проблем с устройством на работу, институт дает возможность всем устроиться в компанию “Ростсельмаш” уже во время обучения. Благодаря данному обучению было получено много практических навыков, которые в дальнейшем очень помогут в рабочем процессе».
Максим Звездин, выпускник направления «Прикладная механика», отметил вклад компании “Ростсельмаш” в обучение:
«Наша магистерская программа была запущена в 2022 году, она имеет существенные отличия от классической магистратуры. В процессе обучения, помимо обычных аудиторных занятий, мы работаем над реальными проектами, которые нам предоставляет компания “Ростсельмаш”. Самым важным в этих проектах является то, что это не студенческие курсовые работы после защиты. Эта работа действительно нужна компании и должна отвечать всем требованиям и нормам, принятым на заводе. Передовая инженерная школа не просто дает теоретические знания на достаточно высоком уровне, но и заставляет применять их на практике. Все выпускники, включая меня, уже работают по специальности. “Ростсельмаш” приветствует то, что студенты ПИШ приходят работать в компанию, и всячески содействует их обучению. Руководство ПИШ достаточно часто общается со студентами и всегда стремится учесть наши пожелания и предложения».
Цифры и факты:
Количество магистрантов — 37, среди них 24 обладателя дипломов с отличием. На сегодняшний день 37 студентов трудоустроены в компании индустриальных партнеров передовой инженерной школы.
В ООО «Комбайновый завод “Ростсельмаш”» трудоустроены 29 человек, АО «Клевер» — два человека, Донской инжиниринговый центр ДГТУ — шесть человек. Таким образом, 100% выпускников ИПМ «Ростсельмаш» после прохождения студенческих практик на базе предприятия-партнера продолжают работать в структурах предприятия.