28 августа в рамках форума технологического развития «Технопром-2024» прошла панельная сессия «Создание инновационных компаний и стартапов как критерий эффективности участников программы “Приоритет-2030” и проекта ПИШ». Ее цель — обсуждение наиболее эффективных инструментов и механизмов по подготовке вузов к предпринимательской деятельности. Модератором дискуссии выступил руководитель Социоцентра Андрей Келлер.
Открывая дискуссию, Андрей Келлер напомнил, что в послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин отдельной задачей обозначил для вузов, участвующих в программе «Приоритет-2030», развитие инноваций в нашей стране.
Руководитель программ цифрового развития банка «ВТБ» Дмитрий Семибратов рассказал об опыте банка в подготовке вузов к предпринимательству и привел конкретные примеры:
«Банк — это технологическая компания, нас интересует в большей степени ИТ. Мы много работаем в направлении искусственного интеллекта и, конечно, плотно сотрудничаем с вузами. У нас несколько направлений работы с предпринимательством, инициативами внутри вуза. Например, у нас есть стрим апробации новых технологий, мы общаемся с университетами, и те вузы, которые открыты к сотрудничеству, активно нас приглашают. Как правило, мы соглашаемся участвовать в акселерации технологических проектов. Чаще всего мы смотрим на студенческие проекты с гуманитарной точки зрения и редко берем их как коммерческие проекты. Если ребята имеют хорошую технологию, у них уже есть некоторые правовые формы, есть объекты интеллектуальной собственности — такие проекты мы уже рассматриваем как коммерческие. У нас есть акселераторы внутри банка и внутри других организационных структур.
Если говорить о примерах, то прямо сейчас мы разрабатываем пару кейсов, связанных с видеоаналитикой. Мы постоянно работаем в направлении искусственного интеллекта, работаем с платежными сервисами».
Сегодня предпринимательская среда в России получает серьезную государственную поддержку. Сфера малого и среднего предпринимательства обладает большим потенциалом для качественного роста. Но опыт запуска малых инновационных предприятий и опыт запуска стартапов в университетской среде говорит о том, что жизнеспособность этих предприятий низкая. Как может улучшить ситуацию университет совместно с партнерами и возможно ли вообще научить предпринимательству, рассказал руководитель направления АНО «Университет 2035» Алексей Брумин:
«Если говорить о деятельности “Университета 2035” по развитию предпринимательства, в этом году мы реализуем проект “Курс по сквозным технологиям для широкого круга пользователей”. Он направлен на формирование понимания трендов развития и классификации современных технологий; объяснение того, какое влияние оказывают технологии на экономику в целом и на жизнь человека; определение возможностей применения технологий. Для того чтобы студенты могли реализовывать свои проекты, создавать стартапы, им нужны, кроме самой идеи, технологии. Сквозные технологии могут быть применимы в самых разных областях: искусственный интеллект и большие данные, системы распределенного реестра, квантовые технологии и другие.
Всю деятельность “Университет 2035” ведет в рамках субсидий Минобрнауки России, для вузов участие бесплатно».
Заведующая лабораторией технологического предпринимательства инженерной школы ГУАП Татьяна Леонтьева рассказала о работе своей лаборатории.
«Лаборатория помогает студентам рассматривать проекты с точки зрения интеллектуальной собственности на рынке. Наша основная цель — не запустить стартап, а научиться создавать инновационные продукты, новые инженерные разработки. На основе этого уже можно создавать бизнес, а затем успешно его продать или найти партнера, готового внедрить продукт», — поделилась спикер.
Подводя итог дискуссии, Андрей Келлер отметил, что сегодня в системе высшего образования благодаря проектам Минобрнауки России сформирована сильная развернутая экосистема поддержки инновационной деятельности вузов, развития стартапов и технологического предпринимательства. Важно научиться грамотно использовать эти ресурсы и не упустить возможности.