ПИШ: здесь готовят инженеров будущего

Обсуждение реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» продолжилось во второй день работы форума «Технопром-2024», и пленарная сессия «Передовые инженерные школы в системе подготовки лидеров инновационного развития» стала уже третьей дискуссией в деловой программе.

Участие в ней приняли замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев, ректоры вузов, руководители ПИШ и индустриальные партнеры, модератором выступил ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.

Диалог посвятили обсуждению новых подходов к инженерному образованию, направленных на подготовку лидеров инновационного развития. Участники говорили об изменениях в образовательных методах, о компетентностной модели инженеров нового типа, делились опытом и давали свое определение, какой должна быть передовая инженерная школа завтра, чтобы готовить настоящих лидеров.

Обращаясь к участникам сессии, Дмитрий Афанасьев, замминистра науки и высшего образования РФ, отметил, что будущее проекта следует рассматривать в контексте трансформации высшего образования в целом.

«По поручению президента разрабатывается новая модель высшего образования, шесть вузов участвуют в пилоте, том числе три инженерных вуза. Поэтому для нас в передовой инженерной школе, помимо того что она имеет собственное содержание и собственные цели — обеспечить технологическое лидерство в приоритетных отраслях, — важна еще и нормативно-образовательная составляющая. Мы хотим понять, действительно ли кристаллизуется в передовых школах новая образовательная модель, что является компонентами этой новой образовательной модели и что из этих апробированных находок могло бы лечь в основу в целом инженерного образования».

Тон дискуссии задал ее модератор, определив ряд ключевых вопросов для обсуждения.

«Сегодня — разговор о внутреннем содержательном наполнении проекта: в чем заключается новое качество инженерного образования, чем отличается выпускник ПИШ от выпускника не ПИШ, обучающегося по классической программе инженерного образования, и как это отличие можно инструментально проверить, как можно сертифицировать, на какой площадке и какими методиками, в чем новое содержание, новое качество выпускника ПИШ, который и является основным результатом, основным продуктом, который мы все вместе производим? И ответ на этот вопрос крайне важен», — сфокусировал внимание участников Владимир Шевченко.

Миссия передовых инженерных школ — подготовить студентов, которые смогут справляться с вызовами времени. Это мнение, с которыми согласились участники дискуссии, озвучил и. о. ректора ТПУ Леонид Сухих. Не случайно за выпускниками ПИШ уже твердо закрепилось звание инженерного спецназа. И для этого программа обучения инженеров будущего включает работу над реальными проектами, погружение в работу на конкретных предприятиях.

Это подтвердил Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»: «Важно, чтобы студенты работали над актуальными инженерными задачами, а не абстрактными проектами. ПИШ действует как наставники, стремящиеся создать условия для успешной коммуникации между студентами и потенциальными работодателями».

Задача инженера будущего — менять мир и жизнь вокруг себя. Такой тезис озвучил Алексей Рудометкин, заместитель руководителя ПИШ РПИ МФТИ. Для этого в передовой инженерной школе студента с первых дней обучения погружают в контекст профессии и делают это вместе с индустриальными партнерами, проводятся технологические конкурсы, хакатоны, активно поощряются студенческие инициативы.

От лица реального сектора экономики потребность в высокотехнологичных кадрах обозначила Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом ГК «Ростех»: «Нам нужен системный, комплексный инженер, специалист, который умеет управлять полным жизненным циклом изделия, начиная с исследовательской истории, разработок и заканчивая продвижением на рынок, специалист междисциплинарный, который обладает разными компетенциями и именно на их стыке формирует навыки для создания прорывных технологий».

Итог дискуссии подвел Дмитрий Афанасьев, сделав акцент на том, что опыт передовых инженерных школ необходимо структурировать, выработать единый язык описания и многие тезисы после доработки могут быть полезны для системной трансформации высшего образования.

Поиск