«Инженер — это творец»

Это фраза героя нашей рубрики #ГолосПИШ Рамиля Нежметдинова, руководителя передовой инженерной школы «Технологическая база машиностроения» Московского государственного технологического университета «СТАНКИН». И прочитав интервью с ним, вы согласитесь с этим на 100 процентов.

Вполне логично, что вслед за выпускниками и студентами ПИШ наш разговор продолжают те, кто принимает самое непосредственное участие в подготовке инженеров нового времени, те, кто амбициозный федеральный проект воспринимает не столько как вызов, но прежде всего как новые возможности.

 

— Рамиль Амирович, как родилась идея создания ПИШ «Технологическая база машиностроения»?

— У нашей ПИШ мощный фундамент — это более чем 90-летняя история ведущих научных школ СТАНКИНа. Но катализатором работ по созданию ПИШ, безусловно, стало формирование национального проекта технологического лидерства «Средства производства и автоматизации», в разработке которого СТАНКИН принял ключевое участие. Этот проект предполагает комплексное возрождение станкоинструментальной промышленности, для которой остро необходим молодой кадровый резерв.

На подготовку такого кадрового резерва и ориентирована передовая инженерная школа СТАНКИНа.

— «Подготовка комплексных инженеров» — именно так определено на сайте ПИШ «ТБМ». Отличается ли образование в передовой инженерной школе от инженерного образования, которое студенты получают в рамках традиционных программ подготовки инженерных кадров?

— Сразу же хочу сказать, что образовательный процесс в нашей передовой инженерной школе будет запущен только с 1 сентября, когда приступит к учебе первая группа магистров по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». В рамках этого направления мы будем реализовывать две образовательные программы — «Инжиниринг инструментальных производств» и «Роботизированные обрабатывающие комплексы».

Целью образовательной политики ПИШ является достижение целевой модели подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, удовлетворяющих запросам индустриальных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков высококвалифицированных кадров МГТУ «СТАНКИН» рассматривает все машиностроительные предприятия.

Исходя из многолетнего опыта взаимодействия нашего вуза с промышленными партнерами, результатов экспертных сессий с участием работодателей, был сделан вывод о высокой ценности выпускников, готовых к решению как текущих, так и перспективных задач, быстро интегрирующихся в команды разработчиков и трудовые коллективы. Ключевыми приоритетами образовательной политики ПИШ станут: подготовка комплексного инженера, обладающего квалификацией конструктора и технолога, готового работать в условиях цифровой трансформации отраслей, развития машиностроительных технологий без адаптационного периода; формирование у обучающихся критического, системного инженерного мышления, высокой адаптивности, технологической предприимчивости и готовности эффективно работать в условиях высокой неопределенности; расширение воронки входа в университет для мотивированных к развитию и неравнодушных к инженерному творчеству школьников; создание условий для реализации студентами технологического предпринимательства для формирования экосистемы молодежных исследовательских и технологических стартапов.

С учетом обозначенных приоритетов в качестве направлений образовательной политики ПИШ определяются следующие: разработка адаптивных практико-ориентированных гибких образовательных программ высшего образования, созданных совместно с партнерами. Реализация данной инициативы подразумевает обновление содержания образовательных программ в соответствии с мировыми стандартами, разработку и реализацию междисциплинарных сетевых образовательных программ, обеспечение практико-ориентированности образовательных программ, активное использование дистанционного цифрового образовательного контента в образовательном процессе.

Процесс обучения в ПИШ осуществляется с применением индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ). Формирование ИОТ осуществляется на основании выявленных дефицитов компетенций и карьерного консультирования. Дефициты компетенций определяются по результатам интегрированной оценки, проводимой в процессе отбора кандидатов на программы передовой инженерной школы. Отличительными особенностями выпускника ПИШ являются правильный баланс знаний и навыков в области проектирования машиностроительного оборудования и компонентов, сквозного цифрового управления производством, наличие сформированного продуктового, системного и проектного мышления, опыт реализации исследовательских проектов, опыт реализации реальных и практико-ориентированных проектов в инженерной команде. Большинство из вышеуказанных компетенций и навыков возможно к формированию через проектные форматы и дуальное обучение.

— Участвуют ли индустриальные партнеры в формировании образовательной повестки ПИШ и в построении карьерной траектории ваших выпускников — будущих инженеров?

— Конечно, это обязательное условие разработки наших образовательных программ для передовой инженерной школы. До подачи заявки на передовую инженерную школу в нашем университете прошло более пяти проектных сессий с индустриальными партнерами в рамках формирования нашей стратегии развития.

Мы сотрудничаем с ведущими компаниями в области станкостроения, инструментального производства, цифровой трансформации отраслей. Именно поэтому они активно участвуют в работе над новыми образовательными программами, понимая значимость такой подготовки.

— Расскажите, пожалуйста, ведутся ли сейчас на площадке ПИШ какие-то разработки? На каком они этапе, насколько они востребованы в отрасли?

— Наша передовая инженерная школа работает только первый год, и наши проекты находятся на этапе формирования или начальных этапах разработки, но в перечень наших проектов входит широкая номенклатура, которая отражает все потребности станкоинструментальной отрасли. Например, с компанией «СТАН» мы приступаем к разработке фрезерной головки для обрабатывающих центров. Наши партнеры из Кургана — Курганский машиностроительный завод и компания «Вездеходы «Бурлак» — ждут от нас разработки высокопроизводительных фрез для обработки кромок. Компания «Вириал» заключила с нами договоры на поисковые исследования рынка современных инструментов, определение трендов в области инструментального производства, а также с ними планируются к заключению договоры по разработке конструкции инструментальных пластин и автоматизации производственной линии на инструментальном производстве.

Задачи стоят перед нами большие, и мы надеемся, что за время работы ПИШ мы сможем с ними справиться.

— На общероссийской повестке — обеспечение технологического суверенитета страны. Какой вклад в решение этой задачи готова сделать передовая инженерная школа «Технологическая база машиностроения» в партнерстве с ООО «СТАН»?

— Одним из направлений научных исследования в рамках передовой инженерной школы «ТБМ» является обеспечение технологического суверенитета в сфере средств производства и комплектующих к ним. В этой области мы и работаем с ООО «СТАН». Однако перспективы нашей работы мы видим существенно шире. Это проектирование сложных изделий, интеграция систем управления технологическим оборудованием и киберфизическими производственными системами.

— Как лично вы для себя определяете, кто такой инженер будущего?

— Сложный вопрос, ответ на который будет с течением времени меняться в связи с постоянным изменением технологий и появлением новых фронтирных направлений в науке и технике. Еще нужно отметить, что инженера формирует не только университет, но и окружение, в котором он развивается. Поэтому важно обеспечить ему среду для развития инженерной мысли начиная со школы. Кроме того, в университете мы должны дать ему образовательную базу, на которую он сможет накладывать те «жесткие навыки», они ему могут понадобиться в течение активной работы. А для этого нам необходимо определиться с профилем компетенций, которыми должен обладать инженер будущего. По моему мнению, в этот профиль компетенций должно входить инженерное ядро. Это такие предметы, как сопротивление материалов, теоретическая механика, основы конструирования машин, материаловедение и специальные дисциплины, цифровые компетенции. К ним можно отнести и ставшие уже классическими предметы, например информационные технологии и предметы, дающие понимание о современных технологиях, такие как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности и ряд других, а также предметы дающие «мягкие навыки», определяющие личностное и профессиональное развитие человека, коммуникационные навыки и определяющие его гражданскую позицию. Ну, и самое главное: инженер — это не только работа с железом, это творец, и он должен разделять ценности того общества, где он живет и творит.

Поиск