В передовой инженерной школе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого готовят инженеров-исследователей, инженеров-разработчиков, инженеров-расчетчиков, системных инженеров. Они на ты с передовыми цифровыми технологиями и с первых дней обучения становятся соавторами высокотехнологичных разработок для промышленности будущего. Именно они в скором времени составят инженерную элиту страны и уже сегодня носят гордое имя «Инженерный спецназ».
Знакомьтесь: Лилия Нежинская, магистрант первого курса передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Недавно она стала победительницей конкурса Российской академии наук для молодых ученых России и студентов вузов России. Сегодня инженер будущего предельно честно расскажет нашим читателям о выборе профессии, любви к науке, исследовательской работе, сложностях и успехах, поделится планами и даже мечтой.
— Лилия, давайте начнем с вопроса о вашем профессиональном выборе: почему Питерский Политех, почему именно передовая инженерная школа и столь серьезное направление обучения?
— Мое знакомство с Питерским Политехом началось еще с бакалавриата. Я поступала в Высшую школу теоретической механики, на тот момент на кафедру теоретической механики. Мой выбор в первую очередь был обусловлен моими школьными интересами: мне очень нравилась физика и математика. Я была сильна в этих предметах и хотела продолжать развиваться в этом направлении. И Питерский Политех на Дне открытых дверей, на презентациях программ мне понравился как перспективный и прикладной вуз, который позволяет получить полезную профессию. В процессе моего обучения в бакалавриате появилась передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Меня заинтересовала возможность обучения не только в рамках университетских дисциплин, но и во взаимодействии с индустриальными партнерами. Это, по сути, то, чего я и хотела, — прикладное применение моих знаний. Поэтому я остановила свой выбор на передовой инженерной школе «Цифровой инжиниринг».
— Завершив первый год обучения, можете ли вы оценить, отличается ли учеба в ПИШ от традиционного инженерного образования? В чем вы видите плюсы обучения в передовой инженерной школе?
— Скажу честно, первый год в ПИШ СПбПУ мне дался тяжело. Уровень образования, сложность дисциплин и степень контроля здесь довольно серьезные. То есть расслабляться тут не приходится, но это мне и нравится. Я не ищу легких путей и понимаю, что для развития в своей профессии нужно совершенствоваться и прилагать усилия. Если говорить о других отличиях передовой инженерной школы, то, конечно, удивляет и нравится большое количество практик и стажировок с индустриальными партнерами, в которых мы, студенты, можем погрузиться в работу настоящего предприятия, посмотреть глазами, потрогать руками, как все это происходит, и за счет этого лучше понимать, зачем нам нужны те или иные дисциплины, и иметь большую мотивацию учиться.
— Как вы уже сказали, учеба в ПИШ — это еще и тесное взаимодействие с партнерами. Насколько важен лично для вас опыт сотрудничества с реальными компания, готовы ли вы, еще будучи студенткой ПИШ, принимать участие в решении фронтирных инженерных задач?
— Конечно, ведь именно ради решения фронтирных инженерных задач я и выбрала эту профессию. Мне нравится решать сложные, кажущиеся нерешаемыми уникальные задачи, для которых нужно искать свой подход. Именно это делает мою работу, будущее и обучение настолько интересным. И именно поэтому мне очень важно, чтобы в рамках обучения и работы с индустриальными партнерами задачи были настоящие, а не придуманные или синтетические, в отрыве от реальности. Это я и нашла в передовой инженерной школе, и именно поэтому мне нравится здесь учиться.
— Как родилось решение участвовать в конкурсе Российской академии наук? Расскажите подробнее, чем обусловлен выбор темы вашего исследования, как проходила подготовка к конкурсу, кто помогал вам?
— Начну, наверное, с выбора темы исследования. Это моя бакалаврская работа. Это научная работа, которую я выполняю в качестве сотрудника передовой инженерной школы. То есть я работаю сейчас там как инженер, и мы проводим исследование в рамках гранта Российского научного фонда, которое посвящено исследованию метабиоматериалов и возможности их применения при разработке имплантатов. Собственно, небольшой частью этого исследования я занимаюсь, оно легло в основу моей бакалаврской работы. Тема сама по себе мне очень интересна. Как я решила податься на конкурс? Скажу честно, я была очень довольна своим дипломом. Мне он нравился, мне нравились результаты, мне нравилось описание. Это не был диплом, который стоит забыть. Я им гордилась. Поэтому я решила поучаствовать в этом конкурсе, попробовать себя и получить оценку не только в рамках дисциплины или защиты диплома и кафедры, которая меня знает, а в рамках всей России. Это была своеобразная проверка моего уровня в сравнении с всероссийским.
— Ваше исследование связано с метаматериалами. Поясните, пожалуйста, нашим читателям, что это такое, где они востребованы, какой практический результат даст ваше исследование и в каких отраслях ваши научные результаты смогут принести реальную пользу? Можно ли считать это вкладом в решение проблемы импортозамещения?
— Да, мое исследование связано с метаматериалами. Если попытаться объяснить это простыми словами, то использование метаматериалов и их разработка в каком-то смысле — это попытка разработать материал за счет выбора рационального распределения формы. То есть у нас есть маленькая структура, кубик, какая-то другая решеточка или небольшая поверхностная структура, которая заполняет весь объем. И за счет того, что мы варьируем параметры, тип, ориентацию, размеры этой ячейки, мы можем достигать самых различных свойств. В зависимости от того, в какой области мы это применяем, мы можем добиться нужных результатов. То есть, например, если говорить об автомобильной промышленности, то мы можем создавать уникальные энергопоглощающие структуры, которые полезны для обеспечения безопасности водителей и пассажиров при аварии. Если говорить об авиации или космической отрасли, можно разрабатывать легкие и прочные конструкции, которые позволят взять больше полезного груза на борт. Мы в нашем исследовании фокусируемся на биомеханике и на разработке костных имплантатов. В этом случае метаматериалы позволяют также снизить массу с сохранением жесткости и при этом повысить эффективность остеоинтеграции, потому что кость врастает в пористую структуру метаматериала. Если говорить об импортозамещении, то эта технология довольно перспективная и активно развивается не только в России, но и в мире. Поэтому здесь нельзя сказать, что мы что-то замещаем. Здесь мы стараемся идти в ногу со всем миром и решать новые задачи совместно, а не догонять кого-либо.
— Насколько для вас, как молодого ученого, важно участие в конкурсе? Что дает, помимо эмоций, победа в таких авторитетных научных состязаниях? И если уж мы заговорили об эмоциях, что вы испытали, когда узнали о победе?
— Скажу честно, сначала я не поверила. Я была очень удивлена и несколько раз перепроверяла информацию. Естественно, когда пришло осознание, когда я поделилась новостью со своими коллегами и родными, постепенно начало приходить понимание того, насколько это почетно и насколько приятно ощущать, что твоя работа, твое исследование было так высоко оценено комиссией, Ученым советом Российской академии наук, то есть выдающимися российскими учеными. Это говорит о том, что и тематика работы актуальна и важна и что работа написана на хорошем уровне, что очень лестно и приносит только положительные эмоции. Отвечая на вопрос, что дает победа, помимо эмоций, — естественно, мотивацию держать планку и двигаться дальше. Поэтому я бы сказала, что конкурс и победа в нем только подстегнули мое желание достигать новых высот.
— Чего больше в вашей награде — удачи, верного выбора темы исследований, большого труда, вклада наставника(ов), ответственности, аванса на будущее?
— Хотелось бы сказать, что всего понемногу, но, наверное, кое-что я бы выделила. Конечно, выбор темы существенно влияет, но и тема никогда не выбирается наобум. Выбор темы исследования обусловлен также большой исследовательской работой, анализом существующих работ, состоянием научной области, анализом актуальности исследования. То есть тема рождается не просто так. Это большой труд. Трудилась я, трудились мои коллеги, руководители моей научной работы, консультанты — все, кто так или иначе участвует в этом процессе. Они приложили к этому свою руку, внесли свою лепту, за что им большое спасибо. Насчет удачи сложно сказать, потому что все-таки научные исследования или подачи на конкурс — это не всегда то, где приходится полагаться на удачу. Поэтому, наверное, я бы сказала, что удачи здесь меньше всего. В первую очередь это труд и серьезная командная работа.
— Каким вам видится ваша профессиональная карьера? Можете представить, чем вы будете и хотели бы заниматься через 5, 10, 15 лет?
— Невероятно сложный вопрос. Я бы сказала, что довольно часто мое представление о себе в будущем меняется. Иногда кажется, что я буду заниматься очень прикладными вещами и работать с применением передовых подходов, но в промышленности. Иногда я вижу себя на академическом поприще в качестве ученого. Иногда, когда много работы, хочется просто отдохнуть. Наверное, сейчас, по итогам конкурса и когда моя научная работа получила определенное признание, мне кажется, интересно было бы продолжать развиваться в качестве исследователя. Сейчас для меня это главный тренд. Но посмотрим, кто знает, куда повернет наша жизнь.
— Есть ли мечта у молодого ученого Лилии Нежинской и связана ли она с наукой?
— С мечтой всегда тяжело, особенно если это профессиональная мечта. Я бы, наверное, сказала, что эта медаль немножечко приоткрыла завесу того, чего бы я хотела. Я бы хотела заниматься чем-то на 100% в свое удовольствие и при этом быть на 100% уверена, что то, чем я занимаюсь, актуально, востребовано, приносит пользу обществу. И мой вклад в это дело существенен и оценивается другими участниками этого сообщества. По сути, эта медаль была небольшой ступенькой, небольшим свидетельством, небольшим шагом на пути реализации этой мечты.
— Что бы вы пожелали тем, кто сегодня делает выбор будущей профессии, выпускникам школ?
— Интересный и важный вопрос тем, у кого еще есть время подумать, кто еще не сдал экзамены и будет сдавать их в следующем году. Я бы посоветовала, как можно больше пробовать. Пробовать себя в самых различных отраслях. Сейчас университеты, учебные заведения дают огромное количество возможностей. За ограниченный промежуток времени можно попробовать себя в определенной профессии, поучаствовать в мастер-классе, посмотреть, пообщаться с представителями профессии, чтобы сделать свой выбор максимально осознанно. И учиться, начиная с первого курса, с пониманием того, зачем ты учишься и что тебе это принесет. Мне кажется, это один из главных залогов успешной реализации в своей профессии и гармоничного развития.