«Развитие отечественной инженерной школы является важнейшим направлением сегодня с точки зрения подготовки кадров» — слова Президента России Владимира Путина, сказанные два года назад, практически перевернули отношение к профессии инженера. На повестке дня — совершенствование методов профессиональной ориентации будущих инженеров, а также их подготовки по специальностям с учетом новых научно-технических направлений.
Прогрессивное образование, ориентированное на запросы конкретной отрасли, ультрасовременные лаборатории — вот главные принципы обучения в передовых инженерных школах (ПИШ). Плюс молодые люди, по-настоящему увлеченные своим делом и твердо знающие, чего они хотят. На сегодняшний день по всей стране функционируют 50 ПИШ. Как эти школы качественно меняют образование и повышают престиж инженерной профессии, рассказывают их выпускники. А мы запускаем цикл статей на эту тему.
Передовая инженерная школа «Системная инженерия ракетно-космической техники» функционирует на базе Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана. В конце июня прошла первая защита выпускных квалификационных работ студентов магистратуры «Системное проектирование в ракетно-космической отрасли» ПИШ МГТУ им. Н.Э. Баумана. В течение двух лет студенты этой программы учились и развивались, участвовали в научной и проектной деятельности, проходили практики и стажировки на предприятиях госкорпорации «Роскосмос», осваивая теоретические знания и практические навыки в области системной инженерии ракетно-космической техники.
Выпускные квалификационные работы стали своеобразным подведением итогов обучения. Все проекты были междисциплинарными: студенты продемонстрировали уникальное сочетание знаний и навыков из различных областей, объединив их для создания инновационных решений в области системной инженерии ракетно-космической техники.
По словам Сергея Фалько, доктора экономических наук, профессора, ведущего российского исследователя в области экономики, менеджмента, контроллинга и организации производства, подготовка прошла прекрасно: «Все представленные на защите выпускные квалификационные работы являются хорошим заделом для продолжения научной деятельности в ракетно-космической отрасли. Не зря все они были оценены на “отлично”. В процессе обучения тесно сотрудничали с предприятиями госкорпорации “Роскосмос”: АО “Организация “Агат”, АО “НПО “Техномаш” им. С. А. Афанасьева”, АО “Российские космические системы”, АО “Композит” — ребята проходили практики на этих предприятиях, взаимодействовали с наставниками. Мы планируем, что две ВКР найдут дальнейшее применение на производстве в ближайшее время: проекты по каталогизации космического мусора и методу прогнозирования затрат приняты в АО “Организации “Агат” и переданы на одобрение в госкорпорацию “Роскосмос”».
«Моя выпускная квалификационная работа по теме “Разработка предложения по модернизации процесса изготовления и увеличения функциональности расчета себестоимости топливного бака, изготовленного аддитивным методом”, включает в себя не только теоретические аспекты, но и разработанную на 3D-принтере модель, — рассказывает выпускница направления «Системное проектирование в ракетно-космической отрасли» Валерия Дюдина. — Я рассчитываю, что у меня получится устроиться в компанию, которая занимается аддитивными технологиями, и надеюсь, что моя дипломная работа поможет моему профессиональному росту. Обучение в передовой инженерной школе стало для меня возможностью не только получить образование по узкой специальности, но и почерпнуть широкие знания благодаря кооперации с другими кафедрами и факультетами. Прохождение практик, стажировок и лабораторных работ в лабораториях ПИШ и на предприятиях РКО закрепило полученные теоретические знания».
Цифры и факты:
По программе обучения «Системное проектирование в ракетно-космической отрасли»
количество выпускников — 5 человек; на 01.07.2024 трудоустроено — 4 человека (работодатели: ООО «ИНЛАЙН КОНСАЛТИНГ», ООО «СР РОКЕТС», АО «Организация «Агат», ООО «Интерэнерго Трейд»).