«Все барьеры – в головах»: как инженерная элита вуза сотрудничает с предприятиями

9 июля на международной промышленной выставке Иннопром провели панельную дискуссия «Передовые инженерные школы: перспективы формирования системы взаимодействия университетов и индустрии». 

Представители Минобрнауки РФ, ректоры вузов и руководители ПИШ обсудили перспективы развития проекта, инструменты и барьеры построения устойчивых связей передовых инженерных школ и предприятий для получения продуктово-технологических результатов, значимых для индустрии и рынков страны. Также в рамках сессии участники изучили лучшие практики и роль ПИШ в трансформации высшего образования в России. 

Открыл сессию директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Виталий Гришкин:

«Мы собрались здесь для того, чтобы услышать, какие есть проблемы у ПИШ, чем министерство может помочь. Хотелось бы услышать обратную связь от людей, сидящих в зале. Те задачи, которые решаются сейчас в передовых инженерных школах, должны трансформироваться, корректироваться, чтобы реализовать все то, что нужно в данный момент нашей стране. Сегодня нам нужны инженеры, люди, которые работают руками. Поэтому мы работу для ПИШ и с ПИШ будем продолжать». 

Он призвал руководителей ПИШ не забывать и о задаче профориентации — вовлекать школьников в инженерные науки. По его словам, у ведущих вузов, ставших центрами инноваций в регионах, для этого достаточно компетенций.

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер на конкретных примерах рассказал о барьерах, мешающих развитию передовых инженерных школ:

«Сегодня мы продолжаем наращивать взаимодействие вузов участников проекта ПИШ с индустриальными партнерами. Мы видим колоссальную заинтересованность в количественном выражении: у нас сейчас подтвержденных с заключенными соглашениями, с утвержденным финансированием на 50 школ порядка 300 крупных индустриальных партнеров, которые поддерживают не только науку, но и образовательный процесс».

Руководитель экспертной группы Комитета РСПП по научно-образовательной и инновационной политике Александр Гордеев считает, что проект ПИШ очень хорошо воспринимается бизнесом, у которого сегодня есть четкое понимание того, что нужно заниматься восстановлением сектора исследований и разработок: «Достижение технологического суверенитета —  это не столько вопрос улучшения системы подготовки кадров и создания сети инжиниринговых центров.

Директор ПИШ УрФУ Валентина Овчинникова уверена, что инженерная школа сегодня стала механизмом масштабной трансформации вуза:

«Мы подошли к школе как полигону для апробации многих, самых смелых, идей в образовании и трансфере технологий. И за два года поняли, что система ПИШ заставляет нас мыслить по-другому, подходить к обучению инженеров по-новому и создать совершенно иную систему взаимодействия с партнерами.

ПИШ должен давать свой положительный опыт, который накопился внутри университета. И когда ПИШ рассматривают как систему транслирования лучших практик внутри университета, это очень хорошо. Тем самым мы создаем для себя, конечно, очень большую воронку вхождения тех кадров, которые нам необходимы». 

Помимо этого, во время дискуссии обсудили вопрос ценности сотрудничества с ПИШ, возможность стажировок для студентов бакалавриата из МФТИ, появление передовых инженерных школ в вузах культуры и многое другое. В завершение дискуссии участники сошлись на том, что впереди предстоит еще много работы для налаживания коммуникации между ПИШ и индустрией и эта работа требует усилий с обеих сторон для вуза, выпускающего будущего инженера и предприятия, понимающего, какие сотрудники им нужны для эффективной деятельности на производстве. 

Поиск