Сегодня ПАО «КАМАЗ» сотрудничает с несколькими вузами, входящими в проект ПИШ, — это Казанский федеральный университет («Кибер Авто Тех»), Уфимский университет науки и технологий («Моторы будущего»), Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина («Уральская передовая инженерная школа “Цифровое производство”»), Казанский национальный исследовательский технологический университет («Промхимтех») и Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева — КАИ («Комплексная авиационная инженерия»).
Заместитель генерального директора по управлению персоналом, организационному развитию и корпоративному управлению ПАО «КАМАЗ» Жанна Халиуллина рассказала Социоцентру о совместных с передовыми инженерными школами разработках, планах по их внедрению в серийное производство, о вовлечении студентов в инженерную практику, а также поделилась информацией о новых проектах.
— Какие научно-практические задачи ПАО «КАМАЗ» решает на базе передовых инженерных школ?
— Деятельность передовых инженерных школ позволила ПАО «КАМАЗ» получить решения инженерно-технологических задач по фронтирным направлениям. Так, на основании 1D-модели батареи топливных элементов (БТЭ) проведены исследования по улучшению ее рабочих характеристик, спроектированы 3D-CAD-модели компонентов БТЭ, изготовлен опытный образец единичного топливного элемента и ведется работа над изготовлением полноразмерной БТЭ. Ведется работа над созданием новых материалов с заданными свойствами для аддитивных технологий. Разрабатываются технологии по повышению эксплуатационных свойств традиционных материалов, таких как чугуны и стали. Ведутся работы по повышению геометрической точности и ресурса сложнопрофильных зубчатых колес.
— О каких конкретных результатах сотрудничества вы уже можете рассказать?
— Среди совместных с ПИШ разработок хотелось бы отметить систему контроля движения беспилотников в логистическом коридоре М-11 «Нева»; опытный образец водородного топливного элемента; технологию изготовления полимерных композиционных материалов с высокой удельной прочностью; технологию получения высокопрочного чугуна с повышенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами.
Разработана система контроля движения беспилотных транспортных средств (БТС), которая ляжет в основу группового управления БТС на трассе М-11. В целях масштабирования проекта ведутся работы по созданию цифровой карты трассы М-12.
Разработана интеллектуальная система мониторинга и управления движением для высокоавтоматизированных транспортных средств. Система будет интегрироваться в автоматизированную систему управления движением и распределения логистических потоков на трассе М-11. С целью дальнейшего продвижения проекта платформа будет распространяться на другие трассы федерального значения. Начиная с 2025 года автомобили, двигающиеся в автономном режиме, планируется оснащать системой мониторинга и удаленного контроля.
В настоящее время активно работаем над включением ПИШ в проекты технологического суверенитета — мегапроекты.
Для нас очень важно, что производство дизелей и станкостроение напрямую связаны с проектами нашей школы. Напомню, что в прошлом году премией Правительства Российской Федерации награжден авторский коллектив нашей компании за разработку и организацию производства семейства дизельных рядных шестицилиндровых двигателей межотраслевого применения.
Еще один результат сотрудничества — открытие студенческого конструкторского бюро по развитию малолитражных двигателей внутреннего сгорания.
— Если мы говорим о продуктах, созданных совместно с ПИШ, каковы перспективы их запуска в серийное производство?
— Планируемые образцы должны выйти в течение пяти лет, продукты разрабатываются и проектируются. Результаты, полученные в ходе исследований, планируется применить на практике в новой линейке транспортных средств с низким углеродным следом.
— Как устроена практика для студентов передовых инженерных школ на предприятии?
— Во время практики студентам предоставляется возможность определить свое карьерное будущее, построить индивидуальную карьерную траекторию уже на стадии обучения в ПИШ. Организована работа студенческих конструкторских бюро.
Студенты работают вместе с опытным наставником и занимаются решением конкретных прикладных задач. Цель таких практик — дать возможность студентам приобрести реальный практический опыт, глубже понять то, как реально устроена работа крупных компаний, а также зарекомендовать себя перед потенциальным работодателем.
— На ваш взгляд, подготовка в ПИШ существенно отличается от традиционной? Что принципиально нового в инженерном образовании появилось в ходе реализации проекта?
— Особенность модели подготовки инженера в ПИШ в том, что мы вместе с партнерами формируем единое научно-образовательное и бизнес-пространство с согласованной долгосрочной повесткой, унифицированными стандартами, общей платформой и информационной базой, объединяющей педагогов, разработчиков и потребителей, для обмена опытом, передовыми решениями, самоорганизации и самообучения.
Это подготовка инженеров-исследователей и конструкторов, ориентированных на новые потребности автомобильной индустрии. ПИШ обучает тем компетенциям, которые будут востребованы через 5–7 и более лет. Выполняя вместе с партнерами перспективные НИОКР, ПИШ формирует те знания, которыми должны обладать инженеры завтрашнего дня.
— Расскажите, появились ли новые планы для дальнейшего взаимодействия с вузами?
— У нас есть план взаимодействия с вузами до 2030 года по нескольким проектам — «ШАТЛ» (беспилотный логистический автобус для перевозки пассажиров на закрытых и полузакрытых территориях), «Лесники» (полуавтономное лесозаготовительное транспортное средство) и БТС (беспилотные транспортные средства).
Будем продолжать реализовывать совместно с вузами-партнерами научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Например, уже в этом году мы планируем запустить работу по созданию четырех инжиниринговых центров с крупнейшими автопроизводителями страны и Республики Беларусь. Это позволит масштабировать разработки, полученные в рамках проектов с КАМАЗом, на АВТОВАЗ, «Соллерс» и МТЗ. Вопрос интенсивно прорабатывается, получены принципиальные согласия от руководства компаний.
Также в настоящее время мы обсуждаем вопрос о создании СКБ по тематике автотранспорта с низким углеродным следом на базе ПИШ УрФУ. В рамках СКБ планируется запустить разработку по развитию энергоустановок с низкими выбросами вредных веществ и систем управления транспортных средств.
СПРАВКА:
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Входит в двадцатку ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей, по итогам 2022 года занимала 14-е место в мире по объему производства тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн и 20-е место в мировом рейтинге производителей грузовиков полной массой от 6 тонн.
Производственные мощности составляют 71 тыс. автомобилей в год. Около 2,4 млн машин сошли с конвейера за все время работы предприятия.